Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Жодино»
Примерная схема полного анализа урока
1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний учащихся, места урока в системе уроков по данной теме, подготовленности класса, возможностей самого учителя, прогнозов на конечный результат обучения.
2.формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3.Степень достижения поставленной цели.
1.Соответствие структуры урока его цели и типу
2.Логическаяоследовательность и взаимосвязь этапов урока.
3.Целоесообразность распределения времени по этапам урока.
4.Рациональность использования оборудования кабинета.
5.Научная организация труда учителя и учащихся.
6.Организация начала и конца урока.
7.Оптимальный темп ведения урока.
8.Наличие плана и степень его выполнения.
III. Анализ содержания урока.
1.Соответствие содержания урока требованиям программы.
2.Логичность изложения материала.
3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню сложности изложения материала в учебнике).
4.Выделение ведущих идей по данной теме.
5.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
6.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
1.Правильность выбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы и цели урока, возможностей класса, возможностей самого учителя, учебно-материальной базы.
2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
4.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
5.качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество усвоения).
6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО и ЭСО).
7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.).
1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2.Интерес к теме и уроку.
3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке. Культура труда на уроке.
4.Выполнение учащимися единых требований.
5.Наличие навыков самоконтроля.
6.Качество знаний, умений и навыков учащихся (глубина, осознанность знаний, умение
вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7.Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8.Культура межличностных отношений.
9.Реакция на оценку учителя.
VI. Анализ домашнего задания
1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для
закрепления наглядности).
2.Соответствие мебели возрасту учащихся.
3.Уровень освещенности, чистота помещения.
4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв. их цвет, четкость
написания).
8.Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем
в ходе учебного занятия.
9.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
VIII Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)
9.Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства
каждого ученика, педагогический такт учителя.
IX ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» или в «листок посещений».
Схема анализа урока
Целенаправленность урока
Какие практические задачи решалис на уроке?
Содержательность урока
Активность учащихся на уроке
Мотивационная обеспеченность урока
Многообразие используемых стимулов на уроке
Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?
Результативность урока
Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?
Показатели достижения положительных результатов: кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.
Дидактическая задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Показатели выполнения: возможность учителя за короткий срок (5-7 мин.) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.
Условия достижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направленность его деятельности, использование системы приёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).
Условия достижения: чёткая постановка целей урока, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.
Показатели выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.
Дидактическая задача: дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиться восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые приведут к данному обобщению.
Условия выполнения: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон материалов; полное и точное определение отличительных
Анализ и самоанализ урока
признаков объектов, явлений; запись в тетрадь формулировок, опорных пунктов плана, тезисов, конспектов; использование наглядности; самостоятельная работа с книгой; использование приёмов мышления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения; постановка перед учащимися проблемы, эвристических вопросов; актуализация опорных знаний учащихся.
Показатели выполнения: правильность ответов учащихся в ходе беседы, самостоятельной работы.
Этап проверки понимания учащимися нового материала
Дидактическая задача: установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.
Условия достижения цели: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, учёт дополнительных ответов при вычленении пробелов в понимании нового материала.
свернуть
Для обеспечения максимальной эффективности в работе с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР) учителядефектологи рекомендуют учителям-предметникам классов интегрированного обучения и воспитания:
1. Обеспечить пребывание учащихся с ОПФР в комфортном психологическом климате. Для детей характерно снижение коммуникативнопознавательной деятельности, поэтому они могут чувствовать себя очень одинокими. С такими детьми надо больше разговаривать, нельзя их подгонять, требовать многого, иначе они могут не справиться с требованиями и потерять интерес к учебе. Очень важны одобрение и похвала. В классе интегрированного обучения и воспитания обязательно должна быть атмосфера дружелюбности;
2. Использовать существующую у учащихся относительно сохранную эмоциональноволевую сферу и подражательность;
3. Планировать работу по предмету так, чтобы темы у детей класса и детей с ОПФР максимально совпадали;
4. Инструкции, которые учитель использует на уроке, должны быть четко сформулированы. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей;
5. План урока учащимся с ОПФР давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока;
6. Необходимо предупреждать утомление детей: комбинировать или менять методы и приемы надо так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности детей, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов. Обязательны физкультурные минутки и упражнения на релаксацию;
7. Для обогащения словаря обязательно проводить словарную работу. Для развития связной речи – требовать ответ полным предложением на вопрос, вовлекать ребенка в беседу с классом;
8. Оказывать помощь ученику в планировании своей деятельности на уроке, дополнительное
9. инструктирование в ходе учебной деятельности;
10. Для развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность;
11. Для закрепления новых знаний использовать карточки для индивидуальной работы;
12. Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала, опору на жизненный опыт ребенка;
13. Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности;
14. Создавать на уроке ситуацию успеха – это нужно для того, чтобы учащийся поверил в свои силы. Для усиления желания учиться, нужно чаще хвалить ученика – даже за небольшие, в нашем понимании, успехи;
15. Учить детей с ОПФР давать оценку своей деятельности. Дети любят видеть, как растут их успехи. Нужно сделать их результаты в работе наглядными. Это может быть график (для старших) или волшебное дерево (для младших), на котором будут наглядно видны ежедневные достижения ученика. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения – неделя, месяц. Учащийся видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи;
16. Домашнее задание обязательно должно быть разъяснено, учеником должны быть получены конкретные инструкции по его выполнению;
17. Для усвоения учебного материала должна быть организована максимальная повторяемость материала.
Учителю необходимо помнить:
Прежде, чем объяснить – заинтересовать;
Прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
Прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
Прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
-Верьте в возможности ученика и старайтесь передать ему эту веру;
-Вселяя веру в то, что он поймет, предлагайте ученику однотипные задания;
-Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить к себе ребят - не получите и результатов обучения;
-Работу с учеником с ОПФР не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению;
-Помните, что для ребенка с ОПФР необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.
Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.
1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить
Начинающему учителю
положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9.Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися
Начинающему учителю
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями
Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой
Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя
Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе
Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей
Затруднения учителей в подготовке современного урока
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке,
но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Причины этих трудностей
Первая. Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
Третья. На молодых учителях, как ни странно, лежит «груз» инерции: они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе.
Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
Пятая. Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.
свернутьПолезные сайты для учителей начальной школы
|