Методическая копилка

Учителю предметнику

развернуть

Примерная схема полного анализа урока

  1. Анализ целей урока.

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний учащихся, места урока в системе уроков по данной теме, подготовленности класса, возможностей самого учителя, прогнозов на конечный результат обучения.

2.формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3.Степень достижения поставленной цели.

  1. II. Анализ структуры и организации урока

1.Соответствие структуры урока его цели и типу

2.Логическаяоследовательность и взаимосвязь этапов урока.

3.Целоесообразность распределения времени по этапам урока.

4.Рациональность использования оборудования кабинета.

5.Научная организация труда учителя и учащихся.

6.Организация начала и конца урока.

7.Оптимальный темп ведения урока.

8.Наличие плана и степень его выполнения.

III.     Анализ содержания урока.

1.Соответствие содержания урока требованиям программы.

2.Логичность изложения материала.

3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню сложности изложения материала в учебнике).

4.Выделение ведущих идей по данной теме.

5.Связь содержания урока  с жизнью, профессиональная направленность материала.

6.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

  1. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
  2. IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

1.Правильность выбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы и цели урока, возможностей класса, возможностей самого учителя, учебно-материальной базы.

2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5.качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество усвоения).

6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО и ЭСО).

7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.).

  1. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.V. Анализ  работы учащихся на уроке.

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2.Интерес к теме и уроку.

3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке. Культура труда на уроке.

4.Выполнение учащимися единых требований.

5.Наличие навыков самоконтроля.

6.Качество знаний, умений и навыков учащихся  (глубина, осознанность знаний, умение

вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7.Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8.Культура межличностных отношений.

9.Реакция на оценку учителя.

VI. Анализ домашнего задания

  • Методы и приемы проверки домашнего задания.
  • Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осо­знание этих целей учащимися.
  • Объем домашнего задания (чем определяется).
  • Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп­ляющий, развивающий, дифференцированный).
  • Посильность домашнего задания для всех учащихся.
  • Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  • Методика задания на дом. инструктаж.
  • Предполагаемая отдача от заданного материала на дом. Ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»
  • Оценка санитарно-гигиенических условий урока

1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для

закрепления наглядности).

2.Соответствие мебели возрасту учащихся.

3.Уровень освещенности, чистота помещения.

4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особен­ностей здоровья.

5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв. их цвет, четкость

написания).

8.Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данно­го, использование учителем

в ходе учебного занятия.

9.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.

VIII          Психологический анализ урока (проводится со школьным пси­хологом либо      при наличии соответствующего образования)

  • Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоцио­нальный отклик на происходящее на занятии).
  • Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах уро­ка, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольно­го и непроизвольного внимания.
  • Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысло­вой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной). Организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
  • Развитие мышления учащихся, создание проблемных ситуаций. Ис­пользование заданий для формирования параметров мыслительных опера­ций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование. Создание условий для развития творческого мышления.
  • Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
  1. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
  • Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь рас­чет делался на мыслительную деятельность.
  • Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9.Знание учителем возрастной психологии и психологический кон­такт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства

каждого ученика, педагогический такт учителя.

IX          ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

  • Оценка самоанализа урока учителем.
  • Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
  • Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
  • Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
  • Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предло­жений, определение сроков повторного анализа.

Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» или в «лис­ток посещений».

 

Схема анализа урока

Целенаправленность урока

Какие практические задачи решалис на уроке?

  1. Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?
  2. Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, её кульминация?
  3. Как прошло завершение урока?
  4. Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению образовательного, развивающего и воспитательного потенциала урока?

Содержательность урока

  1. Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его образовательная и воспитательная ценность?
  2. Соответствовали ли приёмы, используемые на уроке, задачам урока и психо-логическим особенностям учащихся?
  3. В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?

Активность учащихся на уроке

  1. В каком соотношении была активность учителя и учащихся?
  2. Как стимулировалась мыслительная активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся и как она была организована?
  3. Каким образом стимулировалась речевая активность учащихся на уроке?
  4. Какие использовались организационные формы на уроке, где, в каких "точках" урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?
  5. Все ли возможности были использованы для стимулирования активности учащихся.

Мотивационная обеспеченность урока

  1. Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения, как гарантировалась мотивация успешности учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряжённости и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами её снятия?
  2. Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку?
  3. Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке, в чём это проявлялось?
  4. В какой мере используемые приёмы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников?
  5. Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по предмету.

Многообразие используемых стимулов на уроке

Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?

  1. В какой мере используемые стимулы помогали решению задач урока?
  2. Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?

Результативность урока

Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?

 

Структурный анализ урока

Организационный момент

Дидактические задачи: подготовить учащихся к работе на уроке.

Показатели достижения положительных результатов: кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.

Этап проверки домашнего задания

Дидактическая задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.

Показатели выполнения: возможность учителя за короткий срок (5-7 мин.) установить уровень знаний большинства учащихся  и типичные недостатки.

Условия достижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направленность его деятельности, использование системы приёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.

Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).

Условия достижения: чёткая постановка целей урока, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.

Показатели выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.

Этап усвоения новых знаний

Дидактическая задача: дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиться восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые приведут к данному обобщению.

Условия выполнения:  использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон материалов; полное и точное определение отличительных

Анализ и самоанализ урока

признаков объектов, явлений; запись в тетрадь формулировок, опорных пунктов плана, тезисов, конспектов; использование наглядности; самостоятельная работа с книгой; использование приёмов мышления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения; постановка перед учащимися проблемы, эвристических вопросов; актуализация опорных знаний учащихся.

Показатели выполнения: правильность ответов учащихся в ходе беседы, самостоятельной работы.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Дидактическая задача: установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.

Условия достижения цели: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, учёт дополнительных ответов при вычленении пробелов в понимании нового материала.

 

свернуть

Методические рекомендации учителям, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания

развернуть

Для обеспечения максимальной эффективности в работе с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР) учителядефектологи рекомендуют учителям-предметникам классов интегрированного обучения и воспитания:
1. Обеспечить пребывание учащихся с ОПФР в комфортном психологическом климате. Для детей характерно снижение коммуникативнопознавательной деятельности, поэтому они могут чувствовать себя очень одинокими. С такими детьми надо больше разговаривать, нельзя их подгонять, требовать многого, иначе они могут не справиться с требованиями и потерять интерес к учебе. Очень важны одобрение и похвала. В классе интегрированного обучения и воспитания обязательно должна быть атмосфера дружелюбности;
2. Использовать существующую у учащихся относительно сохранную эмоциональноволевую сферу и подражательность;
3. Планировать работу по предмету так, чтобы темы у детей класса и детей с ОПФР максимально совпадали;
4. Инструкции, которые учитель использует на уроке, должны быть четко сформулированы. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей;
5. План урока учащимся с ОПФР давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока;
6. Необходимо предупреждать утомление детей: комбинировать или менять методы и приемы надо так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности детей, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов. Обязательны физкультурные минутки и упражнения на релаксацию;
7. Для обогащения словаря обязательно проводить словарную работу. Для развития связной речи – требовать ответ полным предложением на вопрос, вовлекать ребенка в беседу с классом;
8. Оказывать помощь ученику в планировании своей деятельности на уроке, дополнительное
9. инструктирование в ходе учебной деятельности;
10. Для развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность;
11. Для закрепления новых знаний использовать карточки для индивидуальной работы;
12. Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала, опору на жизненный опыт ребенка;
13. Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности;
14. Создавать на уроке ситуацию успеха – это нужно для того, чтобы учащийся поверил в свои силы. Для усиления желания учиться, нужно чаще хвалить ученика – даже за небольшие, в нашем понимании, успехи;
15. Учить детей с ОПФР давать оценку своей деятельности. Дети любят видеть, как растут их успехи. Нужно сделать их результаты в работе наглядными. Это может быть график (для старших) или волшебное дерево (для младших), на котором будут наглядно видны ежедневные достижения ученика. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения – неделя, месяц. Учащийся видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи;
16. Домашнее задание обязательно должно быть разъяснено, учеником должны быть получены конкретные инструкции по его выполнению;
17. Для усвоения учебного материала должна быть организована максимальная повторяемость материала.

Учителю необходимо помнить:
 Прежде, чем объяснить – заинтересовать;
 Прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
 Прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
 Прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.


-Верьте в возможности ученика и старайтесь передать ему эту веру;
-Вселяя веру в то, что он поймет, предлагайте ученику однотипные задания;
-Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить к себе ребят - не получите и результатов обучения;
-Работу с учеником с ОПФР не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению;
-Помните, что для ребенка с ОПФР необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.



4

свернуть

Советы начинающему педагогу

развернуть

Легко ли быть молодым учителем...

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.

Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

Памятка для молодого учителя

1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить

Начинающему учителю

положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Рекомендации молодому учителю

  • Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

                 

Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися

  • проявление невнимания к одаренным детям;
  • проявление невнимания к отстающим детям;
  • предъявление непосильных требований к учащимся;
  • необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;
  • нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет;
  • проявление фактов грубого обращения с детьми;

Начинающему учителю

  • стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель - ученик»;
  • неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
  • незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;
  • невыполнение данных учащимся обещаний;
  • неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;
  • излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;
  • жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями

  • неуважение к опыту и мудрости старших;
  • бестактность в обращении со старшими;
  • стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;
  • пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
  • неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;
  • обсуждение учителей «за глаза» или вместе с детьми.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой

  • необъективная оценка результатов работы своих товарищей;
  • отсутствие критического отношения к поведению товарищей;
  • нетребовательность друг к другу;
  • неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо «Вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»).

Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя

  • стремление переложить порученное дело на другого;
  • невыполнение прямых обязанностей;
  • отсутствие инициативы и творческого начала в работе;
  • недисциплинированность;
  • нарушение норм и правил этикета.

Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе

  • недостаточное знание предмета и методики изложения;
  • неумение управлять своим состоянием;
  • отсутствие навыков общения;
  • неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
  • неумение правильно действовать в различных ситуациях;
  • медленная реакция, рассеянность на уроке;
  • мышечные зажимы, скованность.

Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей

  • самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
  • формальное отношение к выполнению своих обязанностей;
  • категоричность суждений.

Затруднения учителей в подготовке современного урока

Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке,

но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

Причины этих трудностей

Первая. Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

Третья. На молодых учителях, как ни странно, лежит  «груз» инерции: они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе.

Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Пятая. Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.

свернуть

Учителю начальных классов

развернуть

Полезные сайты для учителей начальной школы

  • Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
  • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  • Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
  • Для уроков рисования:  http://www.kalyamalya.ru/
  • Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
  • Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm- это.
  • Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
  • Сценарии:  http://www.uroki.net/index.htm
  • Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/
  • Сайт учитель-учителюhttp://uchitel.moy.su/ -
  • Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
  • Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
  • Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
  • Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
  • Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/
  • "Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM
  • Прекрасная коллекция клипариков, фоны и многое другое:  www.lenagold.ru.
  • Познавательный портал: http://clow.ru/
  • Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
  • Энциклопедия комнатных и садовых растений: http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first=
  • Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников:
  • http://www.interpedagogika.ru/shapka.p ... =-1&page=1
  • Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
  • Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html
  • Учительский портал:  http://www.uchportal.ru/
  • Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
  • Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/sound.html
свернуть
Воспитательно-патриотические мероприятия
Педагогическая мастерская
Электронные учебные издания
Рекомендации педагогу
Нормативные правовые документы