Устав школы

Устав школы

УТВЕРЖДЕНО

Решение

Жодинского городского исполнительного комитета 13.05.2015 653

редакции решения Жодинского городского исполнительного комитета 17.11.2022 1965)

 

 

 

 

 

УCTAB

государственного учреждения образования

«Средняя школа 2 г. Жодино»

 

 

 

 

 

CTATYT

дзяржаунай установы адукацыі

«Сярэдняя школа 2 г. Жодзіна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жодино 2022

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий устав государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Жодино» (далее – Устав) является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Жодино» (далее – Учреждение), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 01.09.2011 с регистрационным номером 690339218.
  2.  Наименование юридического лица:

на русском языке:

полное – государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Жодино»;

сокращённое – Средняя школа № 2 г. Жодино;

на белорусском языке:

полное – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Сярэдняя школа № 2 г. Жодзiна»;

сокращённое – Сярэдняя школа № 2 г. Жодзiна».

  1. Место нахождения учреждения образования (юридический адрес):

222161, Республика Беларусь, Минская область, г. Жодино, ул. Лебедевского, д. 10.

  1. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), Гражданским кодексом Республики Беларусь, Положением об учреждении общего среднего образования, Положением о порядке проведения государственной аккредитации учреждения образования, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Уставом.

Учредительным документом Учреждения является Устав, утвержденный решением Жодинского городского исполнительного комитета.

  1. Учреждение относится к типу учреждений общего среднего образования, по виду является средней школой, функционирующей в составе I – XI классов, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

Решение об изменении вида учреждения образования принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности условий, определяемых пунктом 2 статьи 23 «Изменение вида учреждения образования» Кодекса.

  1. Предметом деятельности Учреждения является реализация:

образовательная программа начального образования,

образовательная программа базового образования,

образовательная программа среднего образования,

может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования,

Учреждение может также реализовывать:

образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования,

образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью,

образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи,

образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих),

программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

  1. 7. Целями деятельности Учреждения являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
  2. Основными задачами Учреждения являются:

овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, самостоятельной учебной деятельности, необходимыми для подготовки к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору;

духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, его индивидуальных способностей;

развитие интереса к познанию и творческих способностей, способности к социальному самоопределению; формирование нравственных убеждений, культуры поведения и общения, эстетического вкуса, безопасного и здорового образа жизни, компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования и началу трудовой деятельности.

  1. Учреждение в соответствии с актами законодательства имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание Учреждения;

передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным Жодинским городским исполнительным комитетом, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, образовательных проектах;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

  1. Учреждение обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

моральное и материальное стимулирование бучащихся, педагогических и иных работников Учреждения;

меры социальной защиты учащихся;

создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи учащимся;

участие в формировании контрольных цифр приема;

ознакомление законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, Уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами Учреждения, содержащими права и обязанности учащихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в Учреждении в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные права и обязанности Учреждения устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

  1. Для достижения своих целей Учреждение осуществляет всоответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005 – 2011 «Виды экономической деятельности» (ОКЭД) следующие виды экономической деятельности:

начальное образование (85200);

общее среднее образование (85310);

прочие виды образования, не включенные в другие группировки (85590);

вспомогательные образовательные услуги (85600);

образование в области физической культуры, спорта и отдыха (85510);

прочая деятельность в области физической культуры и спорта (93190);

деятельность спортивных клубов (93120);

деятельность физкультурно-спортивных сооружений (93110);

аренда и лизинг развлекательного и спортивного оборудования (77210);

прочие виды деятельности в области информационных технологий (62090);

печатание прочей полиграфической продукции, не включенной в другие группировки (18129);

прочие услуги по общественному питанию (56290);

образование в области культуры (85520);

деятельность музеев (91020);

деятельность в сфере исполнительских искусств (90010);

сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества (68200);

выращивание цветов (01190);

выращивание прочих многолетних культур (01290);

деятельность, способствующая растениеводству (01610);

производство спецодежды (14120);

производство продукции питомников (01300).

  1. Учреждение вправе осуществлять виды деятельности, которые отвечают ее деятельности и не запрещены законодательством Республики Беларусь. Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательством Республики Беларусь, осуществляются Учреждением только после получения соответствующих разрешений (лицензий).
  2. Учреждение является юридическим лицом, имеет печать и штампы с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, бланки установленного образца, расчетный и иные счета в банках, открываемые в установленном порядке.
  3. Учреждение несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный и иные счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.
  4. Учреждение создано на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета города Жодино Минской области.
  5. Государственная аккредитация и подтверждение государственной аккредитации осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о порядке проведения государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Подтверждение государственной аккредитации является основанием сохранения за Учреждением права на выдачу выпускникам документов об образовании.

  1. Образовательная деятельность лицензируется в соответствии с законодательством о лицензировании.

 

ГЛАВА 2. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕДИТЕЛЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

  1. Учредителем Учреждения является Жодинский городской исполнительный комитет (далее – Учредитель).
  2. Полномочия Учредителя:

обеспечивает создание условий для реализации права граждан на получение бесплатного общего среднего и специального образования;

принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации учреждений образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

организует повышение квалификации и переподготовку специалистов (служащих) подчиненных организаций;

доводит до Министерства образования, учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

участвует в определении места работы молодых специалистов;

устанавливает броню для трудоустройства в счет брони выпускников, которые относятся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование;

создаёт, реорганизует, ликвидирует государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

обеспечивает закрепление средних школ (для получения общего базового образования) за конкретными территориями г. Жодино;

осуществляет контроль за обеспечением качества образования;

определяет язык обучения и воспитания с учетом пожеланий обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся при наличии такой возможности;

определяет обязательный для изучения иностранный язык с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования;

устанавливает контрольные цифры приема в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

согласовывает внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание Учреждения;

назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заместителей руководителя Учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

принимает решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, и количестве лиц с особенностями психофизического развития в них, кроме классов интегрированного обучения и воспитания;

участвует в формировании банка данных о документах об образовании;

участвует в формировании государственных автоматизированных информационных систем (ресурсов), Республиканской информационно-образовательной среды;

является собственником в отношении имущества, закрепленного за Учреждением. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом;

обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения;

осуществляет иные полномочия, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности г. Жодино Минской области. Органом управления в отношении имущества является Жодинский городской исполнительный комитет.
  2. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Имущество Учреждения может отчуждаться или перераспределяться с согласия Учредителя, в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь, правовыми актами местных государственных органов, принятых в пределах их полномочий.

  1. Материально-техническая база Учреждения формируется Учредителем в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства.

Материально-техническую базу Учреждения составляют земельный участок, капитальные строения (два здания, сооружения), оборудование, иное имущество.

  1. В Учреждении образования имеются:

помещения, кабинеты, мастерские, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;

спортивный зал;

помещение медицинского назначения;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

  1. Учреждение укомплектовано средствами обучения и воспитания: приборы, оборудование, включая учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, в том числе музыкальные, учебные издания, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательного процесса.
  2. Учреждение обеспечивает содержание принадлежащей ему материально-технической базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативами, и несет ответственность за сохранность и эффективность ее использования.
  3. Учредитель обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения.

Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, иных государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.

  1. Источниками финансирования Учреждения являются: бюджетные средства (местный, республиканский бюджет);

безвозмездная (спонсорская) помощь, благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;

средства, полученные от внебюджетной деятельности;

другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

  1. Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством. Осуществление Учреждением приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
  2. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств местного бюджета.

Прейскурант цен на дополнительные платные образовательные услуги определяется планово-экономическим отделом ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций города Жодино» в соответствии с законодательством и учетом экономически обоснованных затрат.

  1. Средства, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и расходуются в соответствии с законодательством.
  2. Учреждение ведет в установленном порядке делопроизводство, хранение документов, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления.
  3. Деятельность Учреждения в области ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности, а также осуществление иного обеспечения его деятельности, в том числе: ремонт и техническое обслуживание государственного имущества; эксплуатация автоматизированных информационных систем; автомобильные перевозки; реализация мероприятий по охране труда и пожарной безопасности; хранение архивных документов и иного государственного имущества; проведение процедур государственных закупок товаров (работ, услуг), другие виды работ, обеспечивающие функционирование Учреждения в соответствии с договором об оказании услуг, осуществляет Государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций города Жодино» обеспечивает.
  4. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном актами законодательства Республики Беларусь. Должностные лица несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за искажение государственной отчетности.

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ,

СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

  1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
  2. Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета осуществляет управленческие функции, а также учебно-методическое руководство и координацию деятельности Учреждения.
  3. Государственное учреждение «Учебно-методический кабинет города Жодино» координирует и направляет учебно-методическую деятельность Учреждения, проводит консультационную работу по освоению педагогами обновлённого содержания образования, внедрению в практику современных образовательных технологий обучения и воспитания, способствует повышению качества образования путем совершенствования профессиональной квалификации педагогических работников.
  4. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом начальника отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета по согласованию с Жодинским городским исполнительным комитетом и главным управлением по образованию Минского областного исполнительного комитета. Должностные обязанности директора Учреждения утверждает начальник отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета.

Заместители директора назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора Учреждения по согласованию с начальником отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета и (или) заместителем председателя Жодинского городского исполнительного комитета.

  1. Полномочия руководителя Учреждения:

действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;

иные полномочия руководителя учреждения образования устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

  1. Директор Учреждения в деятельности по управлению Учреждением взаимодействует с органами самоуправления.
  2. Основным органом самоуправления в Учреждении является педагогический совет, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о педагогическом совете учреждения общего среднего образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

К компетенции педагогического совета относятся:

участие в управлении Учреждения;

определение приоритетных направлений деятельности Учреждения;

совершенствование качества общего среднего образования;

разработка механизмов совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды;

внедрение в образовательный процесс эффективных современных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;

проведение работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников и развитию их инициативы и творчества;

изучение и внедрение в практику эффективного педагогического опыта;

рассмотрение вопросов: приема учащихся в І класс, аттестации учащихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью; порядка проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении получения общего среднего образования в учреждениях образования Республики Беларусь; о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно; иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.

Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педагогического совета, которым является директор Учреждения.

В состав педагогического совета входят все педагогические работники Учреждения. Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с основными направлениями развития общего среднего образования с учетом специфики учреждения образования, а также годовым планом работы Учреждения.

  1. В Учреждении создаются (могут создаваться) следующие органы самоуправления: совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет, методический совет, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Органы самоуправления Учреждения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, настоящим Уставом.

  1. Компетенция и организация деятельности совета Учреждения определяются Положением о совете учреждения образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями работы совета Учреждения являются определение перспективных направлений развития, рассмотрение планов работы, вопросов образовательной, хозяйственной и иных видов деятельности, международного сотрудничества, обновления и развития материально-технической базы школы; формирования контингента учащихся; содействие в организации и проведении образовательных мероприятий.

Персональный состав совета утверждается приказом директора Учреждения.

  1. Попечительский совет создается в целях оказания содействия в обеспечении деятельности Учреждения и его развитии.

Задачами деятельности попечительского совета является содействие Учреждению в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования, привлечении денежных средств в виде добровольных перечислений (взносов) физических лиц для обеспечения деятельности Учреждения; проведение спортивных, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий; иные цели, не запрещенные законодательством.

Попечительский совет определяет направления, размеры и порядок использования привлеченных денежных средств по согласованию с руководителем Учреждения и родительским комитетом (при его наличии).

Компетенция, состав и организация деятельности попечительского совета Учреждения определяются Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Родительский комитет как орган самоуправления Учреждения создается из числа законных представителей учащихся данного учреждения образования, осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о родительском комитете учреждения общего среднего образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

К компетенции родительского комитета относятся укрепление связи между семьей и учреждением образования, содействие в обеспечении оптимальных условий для воспитания и обучения учащихся; привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования; проведение разъяснительной работы среди законных представителей несовершеннолетних учащихся об их правах и обязанностях; распространение лучшего опыта семейного воспитания; взаимодействие с другими органами самоуправления Учреждения по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета; взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся.

К компетенции родительского комитета не могут быть отнесены вопросы, касающиеся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности Учреждения.

Состав родительского комитета определяется на общем родительском собрании Учреждения из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся по их желанию или по предложению большинства участников общего родительского собрания (но не более двух человек от каждого класса) сроком на один год.

Решения родительского комитета носят рекомендательный характер.

  1. В Учреждении может быть создан Методический совет (орган самоуправления), который осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о методическом совете учреждения образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

К компетенции методического совета относятся определение приоритетных направлений методической работы в Учреждении; разработка предложений по совершенствованию организации методической работы в Учреждении; планирование методической работы в Учреждении; обеспечение методического сопровождения образовательного процесса; проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечение условий для их самообразования, самосовершенствования, самореализации; работа по изучению и обобщению эффективного педагогического опыта педагогических работников; координация участия педагогических работников Учреждения в экспериментальной, инновационной деятельности в сфере образования, направленной на совершенствование и развитие образовательного процесса; иные вопросы методической работы в учреждении образования.

  1. В Учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
  2. Учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей обучающихся во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ

И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. 48. Структура Учреждения формируется им самостоятельно по согласованию с отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета.

В структуру Учреждения входят следующие структурные подразделения: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебно-методические объединения и иные. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений о них, утверждаемых директором учреждения, в соответствии с требованиями актов законодательства.

  1. Сотрудниками Учреждения являются педагогические и иные работники. К иным работникам Учреждения относятся работники, не являющиеся педагогическими.
  2. 50. В Учреждении социально-педагогическую поддержку учащихся осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог. В своей деятельности специалисты руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи, иными актами законодательства.

По решению отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома в Учреждении может быть создана социально-педагогическая и психологическая служба, в состав которой могут входить специалисты, иные педагогические работники. Положение о социально-педагогической и психологической службе утверждается руководителем Учреждения.

  1. Для осуществления методической работы в Учреждении формируются учебно-методические объединения, функционирующие в соответствии с Положением об учебно-методических объединениях в сфере общего среднего образования, специального образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Учебно-методические объединения в Учреждении могут создаваться по видам образовательных программ общего среднего образования, учебному предмету, предметной области соответствующей образовательной программы (образовательных программ) общего среднего образования.

  1. С целью осуществления контроля за организацией воспитательной и профилактической работы в Учреждении; предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявления и устранения их причин и условий; обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; создания условий для социально-педагогической поддержки обучающихся, находящихся в социально опасном положении; разрешения конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних и их предупреждения создается совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).

Компетенция и организация деятельности совета профилактики определяются Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Трудовые отношения работников в Учреждении, включая вопросы приема, перевода и увольнения, режима работы и отдыха, условий труда, гарантий и компенсаций, регулируются коллективным договором Учреждения, контрактом (трудовым договором), правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. Штатное расписание Учреждения формируется планово-экономическим отделом государственного учреждения «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций города Жодино» на основании типовых штатных нормативов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда, и согласовывается с отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета.
  3. Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, коллективным договором Учреждения.
  4. Прием, перевод, увольнение работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на основании заключенного в письменной форме трудового договора (контракта) и оформляется приказом директора Учреждения.
  5. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определены в квалификационном справочнике должностей служащих, занятых в образовании.
  6. Педагогические работники в профессиональной деятельности должны руководствоваться следующими правилами:

реализовывать государственную политику в сфере образования;

строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства учащихся, их законных представителей, коллег;

добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм;

формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;

быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения;

проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях;

в рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации;

способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе;

соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;

внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

  1. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью; имеющие судимость, которая не снята или не погашена;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

  1. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
  2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
  3. Аттестация педагогических работников и специалистов Учреждения осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ

  1. Образовательный процесс в Учреждении организуется на основе:

принципов государственной политики в сфере образования;

образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

  1. Основные требования к организации образовательного процесса в Учреждении:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана жизни и здоровья учащихся;

соблюдение установленной продолжительности учебного года, каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

  1. Учреждение обеспечивает получение общего среднего образования.

Образование в Учреждении включает в себя три ступени:

I ступень – начальное образование (I–IV классы);

II ступень – базовое образование (V–IX классы);

III ступень – среднее образование (X–XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.

На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования.

Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая.

Для учащихся устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.

  1. Несовершеннолетние граждане Республики Беларусь несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь имеют право на общее среднее и специальное образование в соответствии с действующим законодательством.
  2. Организация образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документацией соответствующих образовательных программ, иными нормативными правовыми документами в сфере образования, включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу учащихся, аттестацию учащихся.
  3. Участниками образовательного процесса являются учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.
  4. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован в Учреждении и на дому.
  5. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время, организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день.

В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V–XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов.

  1. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии. Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
  2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определенном нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Решение о наполняемости классов, кроме классов интегрированного обучения и воспитания, принимается отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома по согласованию с Учредителем.

Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся. Количество лиц с особенностями психофизического развития в них определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

  1. В Учреждении образовательный процесс организован в две смены:

начало первого учебного занятия I смены – не ранее 8.00;

начало первого учебного занятия II смены – не позднее 14.00.

Учебные занятия во II смену заканчиваются не позднее 19.30.

Режим работы Учреждения ежегодно утверждается приказом директора.

  1. Ежегодно на основе типового учебного плана общего среднего образования, утверждаемого Министерством образования Республики Беларусь, Учреждением разрабатывается учебный план, который утверждается директором по согласованию с отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета.

Учебный план Учреждения включает в себя государственный компонент, компонент учреждения образования, максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе, общее количество учебных часов на проведение учебных занятий, занятий.

Учебный план Учреждения устанавливает перечень, объем, последовательность изучения учебных предметов, график образовательного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, аттестации обучающихся, а также прохождения практики.

  1. В Учреждении могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, специализированные по спорту классы, классы совместного обучения и воспитания, классы интегрированного обучения и воспитания, иные классы.
  2. На I ступени общего среднего образования, в классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне.
  3. На II ступени общего среднего образования в Учреждении могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. С учетом индивидуальных склонностей, потребностей и интересов, а также возможностей Учреждения учащиеся V-VII классов могут изучать на повышенном уровне учебный предмет «Иностранный язык», а учащиеся VIII-IX классах – один или два учебных предмета из числа учебных предметов, определенных типовым учебным планом общего среднего образования.
  4. На III ступени общего среднего образования в Учреждении могут создаваться классы (группы) с профильным обучением и классы (группы), в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне (далее – базовые классы (группы)).

Профильное обучение осуществляется через изучение учебных предметов, в том числе на повышенном уровне, проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности.

При организации образовательного процесса в профильных классах (группах) возможно формирование X-XI классов по трем моделям:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих одинаковые профильные учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих разные профильные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих профильные учебные предметы и изучающих все учебные предметы на базовом уровне.

Зачисление учащихся в X-XI профильные классы (группы) осуществляется в порядке, определяемом Положением об учреждении общего среднего образования, правилами приема (зачисления) для получения общего среднего образования в средних школах.

В базовых X-XI классах (группах) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования г.Жодино в соответствии с нормативными правовыми документами.

  1. В Учреждении в специализированных по спорту классах реализуется образовательная программа общего базового образования, на базе детско-юношеской спортивной школы «ТОРПЕДО-БелАЗ» организуется учебно-тренировочный процесс для учащихся. Специализированные по спорту классы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о специализированных по спорту классах, утверждённым Министерством спорта и туризма и Министерством образования.

Обучение и воспитание учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения Учреждения организуются учреждениями образования по месту проведения спортивных мероприятий. Решение об обучении и воспитании учащегося в учреждении образования на период участия в спортивном мероприятии принимается местным исполнительным и распорядительным органом по месту проведения спортивного мероприятия на основании сведений, предоставляемых организатором спортивного мероприятия.

  1. При получении общего среднего, специального образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков обучающимися, кроме отдельных категории лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным.
  2. Образовательный процесс в  Учреждении осуществляется на русском языке (язык обучения и воспитания определяется Учредителем).
  3. Обязательным для изучения иностранный язык определён Учредителем: немецкий или английский.
  4. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования.
  5. Формами организации образовательного процесса в Учреждении являются учебное занятие, занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно полезный труд. Продолжительность учебных занятий в I классе – 35 минут, во II-XI классах – 45 минут.
  6. В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Учреждения факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

Учебные достижения учащихся на факультативных занятиях оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Составы групп для проведения факультативных занятий утверждаются приказом директора Учреждения.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования и образовательной программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в Учреждении организуется в классах интегрированного обучения и воспитания, порядок создания и организации образовательного процесса в них определяется Министерством образования.
  2. В Учреждении также могут создаваться классы совместного обучения и воспитания, в которых лица с особенностями психофизического развития совместно с лицами, не имеющими таких особенностей, осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания и порядок организации образовательного процесса в них определяются Положением об учреждении общего среднего образования
  3. Учащимся с особенностями психофизического развития оказывается коррекционно-педагогическая помощь, создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
  4. Образовательный процесс в Учреждении может быть организован индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом постоянно или временно на протяжении учебного года.

Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Индивидуальный учебный план разрабатывается по заявлению законного представителя учащегося, на основе учебного плана Учреждения и утверждается директором по согласованию с отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета. Порядок организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

  1. В Учреждении для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения.

Образовательный процесс на дому организуется Учреждением по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в Учреждении.

Решение об организации учебных занятий на дому или на дому и в Учреждении принимается отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета на основании заявления законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

  1. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от изучения отдельных учебных предметов.

Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов, определяется Министерством здравоохранения.

  1. В Учреждении могут проводиться образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса в порядке, определяемом Учреждением.
  2. Для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей в Учреждении может открываться группа продленного дня (далее – ГПД) для учащихся, получающих образование на I ступени общего среднего образования. Решение о наполняемости ГПД в Учреждении принимается отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома по согласованию с Учредителем.

Деятельность ГПД осуществляется в соответствии с Положением о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, иными актами законодательства.

  1. Экспериментальная и инновационная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании, инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и иными актами законодательства.
  2. При организации образовательного процесса в Учреждении используются учебники и учебные пособия для учреждений общего среднего образования, рекомендованные к использованию в образовательном процессе Министерством образования Республики Беларусь.
  3. В III-IV и V-ХI классах учащиеся ведут дневники, типовые формы и порядок ведения которых определены Министерством образования.
  4. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования и учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в целях систематического контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в процессе изучения учебных предметов.

Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам за четверть и (или) полугодие по результатам текущей аттестации.

Виды итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, порядок перевода в следующий класс, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний, предоставления права прохождения итоговой аттестации в иной срок, порядок пересмотра годовой отметки, создания и функционирования экзаменационных комиссий определяются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

  1. По окончании учебного года с учащимися X класса проводятся пятидневные учебно-полевые сборы (практические занятия по медицинской подготовке) в объеме 30 учебных часов. Порядок проведения учебно-полевых сборов (практических занятий по медицинской подготовке) определяется отделом по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома по согласованию с военным комиссариатом Смолевичского района и г. Жодино, УЗ «Жодинская ЦГБ». Решение о переводе учащихся в XI класс принимается педагогическим советом по завершении учебно-полевых сборов (практических занятий по медицинской подготовке) и после выставления годовой отметки по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».
  2. С учащимися V-VIII классов на протяжении 5 дней по 3 учебных часа в день проводится трудовая практика. Сроки, порядок организации трудовой практики определяются решением педагогического совета и утверждаются приказом директора Учреждения.
  3. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования. Поведение учащихся I–XI классов оценивается педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя.
  4. Учреждение выдаёт документы государственного образца: документы об образовании, подтверждающие освоение учащимся содержания соответствующей образовательной программы, и документы об обучении, подтверждающие освоение учащимся содержания соответствующей образовательной программы, незавершенное освоение содержания образовательной программы, обучение и воспитание в Учреждении.

Учащимся, которые освоили содержание образовательной программы базового образования, в том числе успешно прошли аттестацию, выдаётся свидетельство об общем базовом образовании, свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

Учащимся, которые освоили содержание образовательной программы среднего образования, в том числе успешно прошли аттестацию, выдаётся аттестат об общем среднем образовании, об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью.

При выдаче аттестата об общем среднем образовании учащиеся могут награждаться похвальными листами. Условия награждения учащихся похвальными листами определяются Министерством образования. Решение о награждении обучающегося похвальным листом принимается руководителем Учреждения.

Учреждение вносит сведения в республиканский банк данных о документах об образовании в порядке и на условиях, определяемых Министерством образования.

Свидетельство о специальном образовании выдается учащимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Справка об обучении выдается лицам, не завершившим освоение содержания образовательных программ, при досрочном прекращении образовательных отношений.

  1. При успешном освоении учащимися XI классов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках изучения учебного предмета «Трудовое обучение», возможна организация сдачи квалификационного экзамена и получение учащимися разряда по осваиваемой ими профессии с выдачей свидетельства установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии. Порядок и условия получения документов об обучении (образовании) определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Для учащихся XI классов, осваивающих профессии, по которым образовательный процесс может быть организован без присвоения квалификации, если объем учебного времени недостаточен для ее присвоения, квалификационный экзамен не проводится. В этом случае учащимся выдается справка об обучении.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI классе.

  1. Воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время.
  2. Основными составляющими воспитания в Учреждении являются:

идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение учащихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности учащихся;

воспитание физической культуры, физическое совершенствование;

формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у учащихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание учащимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание, направленное на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у учащихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

поликультурное воспитание, направленное на формирование у учащихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

экономическое воспитание, направленное на формирование у учащихся экономической культуры личности.

  1. 107. Учреждение разрабатывает Программу воспитания сроком на пять лет и ежегодный План воспитательной работы в соответствии с Комплексной программой воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной Жодинским городским исполнительным комитетом.
  2. На основании мероприятий, определенных решением Координационного совета Жодинского городского исполнительного комитета по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Учреждением разрабатывается План реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для несовершеннолетних обстановки. План определяет цели, задачи, формы и методы работы с ребёнком, признанным находящимся в социально опасном положении, и его родителями. Учреждение совместно с другими субъектами межведомственного взаимодействия принимает участие в реализации мероприятий Плана.
  3. Учреждение создает условия для развития личности учащегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию, формирование компетенций, необходимых для формирования и развития творческих способностей учащегося, удовлетворения его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании через работу объединений по интересам, проектную деятельность и иные формы.
  4. Объединение по интересам создается из числа учащихся на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся. Наполняемость объединения по интересам составляет не менее 12 учащихся, состав утверждается приказом директора Учреждения.
  5. Учреждение взаимодействует с общественными объединениями «Белорусская республиканская пионерская организация» и «Белорусский республиканский союз молодежи», другими общественными организациями, не запрещенными законодательством Республики Беларусь.
  6. Учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних учащихся во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
  7. Порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с учащимися Учреждения определяется Министерством образования.
  8. В целях обеспечения непрерывности воспитательного процесса, удовлетворения потребностей детей в различных видах отдыха и оздоровления на базе Учреждения может быть организован в каникулярный период оздоровительный лагерь «Бобрёнок» с дневным пребыванием детей.

Работа лагеря организуется по сменам. Продолжительность оздоровления детей в период летних каникул должна быть не менее 18 дней (оптимально – 21-24 дня); в период осенних, зимних и весенних каникул – не менее 6 дней.

Содержание, формы и методы работы лагеря определяются педагогическим коллективом в соответствии с принципами гуманистической направленности воспитания, сохранения национальных культурных и духовных традиций белорусского народа, учета возрастных и индивидуальных потребностей и интересов детей.

  1. Учреждение осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования, представляющий собой комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку и самооценку образовательной деятельности.

Порядок и периодичность проведения самоконтроля над обеспечением качества образования определяются директором Учреждения.

  1. Контроль за обеспечением качества образования Учреждения осуществляют отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета, другие уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

ГЛАВА 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

  1. Участники образовательного процесса являются учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащиеся (родители, усыновители, опекуны, попечители), педагогические работники.
  2. Педагогические работники в соответствии с актами законодательства имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения;

участие в управлении Учреждением через органы самоуправления;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности; объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

Иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждений.

  1. Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения.

  1. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

обучение и воспитание в соответствии с Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану в случаях, предусмотренных Кодексом и законодательными актами в сфере образования;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

коррекционно-педагогическую  помощь;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки, учебной, производственной, научной, культурной и физкультурно-спортивной базой Учреждения;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;

поощрение за успехи в учебной, общественной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Учреждением через органы самоуправления;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах, проектах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, инновационной, культурной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства.

  1. Учащиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

неукоснительно выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу Учреждения;

иные обязанности учащихся устанавливаются Кодексом, Государственным школьным стандартом, иными актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения, договорами в сфере образования, заключаемыми при получении образования.

  1. За совершение дисциплинарного проступка в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании к учащемуся, не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут быть применены меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете, иные меры, не противоречащие законодательству), а также меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление. Основаниями для применения к учащемуся мер педагогического воздействия и привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатом о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении учреждением образования через деятельность органов самоуправления;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся.

Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся.

Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными правовыми актами Учреждения.

  1. В Учреждении в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника создается Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается Министерством образования.

  1. Учреждение обеспечивает реализацию мер социальной защиты учащихся, установленных государством:

пользование учебниками и учебными пособиями учащимися в Учреждении может быть платным и бесплатным. Порядок взимания платы за пользование учащимися Учреждения учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование определяется Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным Правительством Республики Беларусь;

обеспечение питанием учащихся Учреждения осуществляет Городское унитарное предприятие «Жодинский комбинат общественного питания» в соответствии с актами законодательства, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Питание обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, по нормам питания и денежным нормам расходов на питание с учетом вида учреждения образования (средняя школа), категорий обучающихся;

охрана жизни и здоровья учащихся в Учреждении реализуется через создание оптимальных условий для получения образования, определение оптимальной учебной нагрузки, режим учебных занятий, пропаганду здорового образа жизни и обучение навыкам такого образа жизни; организацию оздоровления; создание условий для занятий физической культурой и спортом; оказание медицинской помощи. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется УЗ «Жодинская центральная городская больница» в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса, информационной работы, направленной на предупреждение деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса, контроль требований по обеспечению пожарной безопасности в местах проведения учебных занятий и иных мероприятий. В Учреждении контрольно-пропускной и внутриобъектовый режим, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества, осуществляется работниками Жодинского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь.

Актами законодательства могут быть установлены иные меры социальной защиты учащихся.

ГЛАВА 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ (ЗАЧИСЛЕНИЮ) ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТЧИСЛЕНИЕ)

  1. Решением Жодинского городского исполнительного комитета за Учреждением закреплена территория города (далее – микрорайон Учреждения) в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования.
  2. Преимущественное право при приеме (зачислении) в Учреждение имеют лица, проживающие в микрорайоне Учреждения. В приеме (зачислении) в Учреждение лицу, проживающему в микрорайоне Учреждения, может быть отказано по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в Учреждение могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) в Учреждение на свободные места лиц, не проживающих в микрорайоне Учреждения, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
  3. Прием (зачисление) лиц в I класс Учреждения осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

Сроки, условия и порядок зачисления определяются Положением об учреждении общего среднего образования, иными документами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в Учреждение для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.
  2. В X класс Учреждения принимаются (зачисляются) лица, получившие общее базовое образование.

Прием (зачисление) лиц в X класс средних школ для освоения содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, в XI класс – при наличии свободных мест.

Прием (зачисление) лиц для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в Учреждении осуществляется на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны для изучения на повышенном уровне, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).

Зачисление учащихся в X-XI профильные классы (группы) осуществляется в порядке, определяемом Положением об учреждении общего среднего образования, правилами приема (зачисления) для получения общего среднего образования в средних школах.

  1. Прием (зачисление) лиц в специализированные по спорту классах Учреждения осуществляется по конкурсу на основании результатов отбора лиц, способных достичь высоких спортивных результатов в отдельном виде спорта (футбол), при отсутствии медицинских противопоказаний к занятию видами спорта, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения, в соответствии с Положением о специализированных по спорту классах, утверждённым Министерством спорта и туризма и Министерством образования.
  2. Образовательные отношения прекращаются в связи с завершением обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
  3. Образовательные отношения прекращаются досрочно по инициативе законного представителя несовершеннолетнего учащегося в связи с переводом в другое учреждение образования. Порядок и условия отчисления учащихся из Учреждения в связи с переводом в другое учреждение образования устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Учреждение не вправе препятствовать отчислению для перевода обучающегося, изъявившего желание перевестись в другое учреждение образования и получившего согласие этого учреждения образования.

  1. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) возможно по обстоятельствам, не зависящим от воли учащегося, Учреждения:

по причине ухудшения состояния здоровья учащегося специализированного по спорту класса, препятствующего продолжению занятия избранным видом спорта, при отсутствии возможности перевода в другой класс. Руководитель Учреждения обязан принять меры для перевода учащегося в другой класс этого Учреждения, а при отсутствии такой возможности – в другое учреждение образования, реализующее образовательные программы общего среднего образования);

ликвидации Учреждения;

прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную  деятельность Учреждения;

вступления в законную силу приговора суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение;

смерти учащегося.

При досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) выдается справка об обучении в порядке, устанавливаемом Министерством образования.

  1. Досрочное по инициативе Учреждения прекращение образовательных отношений (отчисление) с несовершеннолетним учащимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования, допускается только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних Жодинского городского исполнительного комитета.

ГЛАВА 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Учреждение осуществляет международное сотрудничество в области образовательной и иной деятельности в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, на основании международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между Учреждением и иностранной (международной) организацией, международных и национальных проектов и программ в сфере образования.
  2. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

ГЛАВА 10. СВЕДЕНИЯ О СОЗДАНИИ, РЕОРГАНИЗАЦИЯХ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Сведения о создании и переименовании Учреждения:

1950 г. – Авангардская семилетняя школа;

1951 г. – Жодинская русская семилетняя школа;

1956 г. – Жодинская русская средняя школа № 2;

1993 г. – Средняя школа № 2 г. Жодино с углубленным изучением немецкого языка. Основание: решение Жодинского городского Совета народных депутатов № 8 от 18.08.1993 «Об открытии на базе СШ № 2 г. Жодино школы с углубленным изучением немецкого языка»;

01.09.2005 – на базе «Средняя школа № 2 г. Жодино с углубленным изучением немецкого языка» создано учреждение образования «Жодинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением немецкого языка». Основание: решение Жодинского горисполкома № 594 от 28.04.2005; решением Минского облисполкома от 08.06.2005 № 513 учреждение образования зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690339218;

01.01.2009 – учреждение образования «Жодинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением немецкого языка» переименовано в учреждение образования «Жодинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2». Основание: решение Жодинского горисполкома № 2039 от 23.12.2008;

01.09.2011 – учреждение образования «Жодинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2» переименовано в государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Жодино». Основание: решение Жодинского горисполкома № 725 от 11.05.2011.

  1. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Жодино» является правопреемником учреждения образования «Жодинская государственная общеобразовательная средняя школа № 2» по всем правам и обязанностям.
  2. Решения об изменении вида, о реорганизации, ликвидации государственных учреждений общего среднего образования принимаются Учредителем на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
  3. В случае ликвидации Учреждения, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность Учреждения Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.