Добро пожаловать на страницу
Цифрового дневника проекта
"Предпринимательская инициатива, финансовая грамотность, современное образование: новые драйверы экономики"
Цифровой дневник всех учреждений образования размещен ЗДЕСЬ
Добро пожаловать на страницу
Цифрового дневника проекта
"Предпринимательская инициатива, финансовая грамотность, современное образование: новые драйверы экономики"
Цифровой дневник всех учреждений образования размещен ЗДЕСЬ
Многие знают, что переплата по ипотеке порой достигает стоимости квартиры — в этом виноват сложный процент. Но его можно использовать и во благо. Финансовая грамотность — умение распоряжаться деньгами, но для развития этого навыка нужно учиться. И чем раньше начать, тем лучше будет результат. Даже для дошкольников сейчас достаточно способов познакомиться с миром денег, например, красочные мультфильмы. Предлагаем вам небольшую подборку, которая поможет ребёнку окунуться в мир финансов.
31 мая 2017 года ГК «Рики», которая выпускает «Смешариков», прошла конкурсный отбор инициатив по развитию финансовой грамотности населения. При поддержке Минфина России компания создала девять серий мультфильма, посвящённых финансам. Каждый ролик длится три минуты и раскрывает определённую тему: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережения, страхование, финансовые цели и защита прав потребителя. Тема заинтересовала зрителей, поэтому количество эпизодов увеличили до двадцати.
31 мая 2019 году состоялась очередная премьера, рассчитанная на аудиторию постарше, «Смешарики ПинКод. Азбука финансовой грамотности». Семь эпизодов рассказали, что такое криптовалюта и ОФЗ, как делать покупки онлайн безопасными и защитить себя от мошенников. В 2020 году успешный проект продолжился: 14 мая вышла уже пятая серия нового сезона, которая учит отстаивать свои права.
Интерактивный мультфильм также создан при поддержке Минфина. Премьера состоялась в начале 2019 года. Всего выпущено двенадцать серий, каждая отвечает на один из основных вопросов финансовой грамотности: зачем нужны деньги, как вести бюджет, что такое бизнес. Ребёнок узнает, как различать «хочу» и «надо», научится планировать доходы и расходы и эффективно управлять деньгами. А также познакомится с ролью государства и общества в жизни каждого человека.
Отличительная черта «Богатого бобрёнка» — непосредственное участие зрителя в жизни главного героя. В конце каждой серии ребёнок решает, как умному бобрёнку выйти из сложившейся ситуации. Это прекрасная возможность самостоятельно сделать выбор и увидеть его последствия, тем самым развивая ответственность за свои поступки.
Главный герой образовательного мультфильма — мудрая Сова, которая знакомит маленьких зрителей с разными областями науки. «Азбука денег» посвящена теме финансовой грамотности и включает в себя 13 серий. В них раскрываются понятие денег, цены, семейного бюджета, финансового планирования, заработка, кредита и депозита и структуры экономики. В каждом эпизоде — интересный исторический факт.
Помимо финансовых вопросов, мультфильм обращает внимание на то, что нужно для достижения богатства: образование, трудолюбие, смекалка, упорство и взаимодействие с окружающими. Он учит ценить любые профессии и не делать деньги главной жизненной целью. В последней серии делается упор на моральную составляющую богатства, положение в обществе и качества, которые помогут достичь желаемого.
Появлению и развитию денег посвящён отдельный сезон мультфильма — «Весёлая всемирная история денег», который тоже состоит из 13 эпизодов.
Мультфильм, который рассказывает об устройстве множества вещей и явлений, также затронул тему финансов в серии «Деньги». Герои мультфильма решили перенять человеческую систему оплаты за услуги. В результате дружная команда фиксиков перессорилась между собой, пытаясь заполучить как можно больше монет. В конце эпизода малыш Игрек рассказывает, как печатают банкноты, и объясняет, из каких материалов их изготавливают и как отличить оригинал от подделки.
Есть и небольшой ролик продолжительностью в одну минуту, который кратко рассказывает об эволюции денег: от простого обмена до безналичного расчёта. Он называется «История вещей — деньги».
Мультфильм о жизни семьи кошек с тремя детьми, которые постоянно учатся решать разные бытовые вопросы. В одной из серий весёлые котята отправились с родителями в магазин, где им доверили самостоятельную покупку хлеба, молока и чая. Малыши отвлекаются на яркие игрушки и сладости, а возле кассы видят коньки, но денег на всё не хватает... Однако два брата и сестра справились с задачей, а в награду получили от мамы и папы билеты на каток. «Поход в магазин» — отличный пример для детей, который учит рациональному подходу к трате денег.
Некоторые популярные мультфильмы не относятся непосредственно к обучающим, но затрагивают тему денег. С комментарием родителей ребёнок не просто посмотрит развлекающее видео, но и оценит благоразумность поведения героев. Вот несколько примеров, сюжет которых касается финансов.
Дети любят мультфильмы и готовы проводить перед экраном едва ли не целый день. Выбор полезного контента позволит совместить развлечения с обучением, в простой форме познакомив ребёнка с основами финансовой грамотности. Несмотря на доступную подачу информации, наилучшим вариантом будет совместный просмотр, чтобы родители могли по ходу сюжета отвечать на вопросы и комментировать происходящее. Учитесь с удовольствием, узнавайте новое — и тогда перемены к лучшему не заставят себя ждать!
свернутьВы никогда не задумывались над тем, зачем и почему возникли деньги? Жизнь в современном мире невозможно представить без денег. Еда, одежда, лечение, отдых – все требует денег.
До возникновения денег практиковался простой обмен одного товара на другой, называемый бартером. Со временем роль денег стали выполнять различные ценные редкие вещи: ракушки, камни с дырками в середине, животные, шкуры, соль.
Постепенно роль денег перешла к металлам. Наиболее ценными считались золотые монеты, за ними шли серебряные, бронзовые и медные.
Впервые чеканить монеты начали в Древней Греции в VII-VIII вв. до н.э. В Китае в XII веке до н. э. изготавливали монеты с дырками в центре. Такие монеты обычно нанизывали на веревочку и в таком виде носили с собой, отправляясь за покупками. Спустя сто лет чеканить монеты начали и во многих городах Греции, Малой Азии, а также на юге Италии. В IX-X веках началась чеканка монет в Киевской Руси.
Название монет произошло от одного из эпитетов римской богини Юноны – Монета, т.е. советница, наставница. В Риме на Капитолийской холме был храм этой богини, где чеканили деньги, которые впоследствии стали называть монетами в ее честь.
Деньги из бумаги появились в Китае в 910 году нашей эры. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В XVIII веке банкноты получили широкое распространение в Европе, а к концу XIX века заняли господствующее положение во всем мире. В России первые бумажные деньги появились при Екатерине II (1769г.), которые имели покупную способность наравне с серебряными и медными монетами и назывались ассигнациями.
В каждом государстве принята своя национальная денежная единица. В мире насчитывается не более десятка полностью конвертируемых валют, среди которых самые популярные: английский фунт стерлингов, доллар США, японская иена, французский франк.
В мае 1992 года на территории Беларуси были введены в обращение расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. В мае 1994 года постановлением Национального банка Республики Беларусь единственным платежным средством на территории Беларуси признан белорусский рубль, а в налично–денежном обороте – банкноты, именуемые расчетными билетами.
27 декабря 1996 года были выпущены первые памятные монеты Республики Беларусь. Эти монеты изготовлены из различных сплавов драгоценных металлов и приурочены к различным событиям: история и культура Беларуси, спорт, охрана окружающей среды.
В последнее время появились электронные деньги, которые по экономическим прогнозам заменят не только традиционную наличность и чеки, но и кредитные карты. Электронные деньги существуют только как информация, которая хранится в компьютерах банков. Их можно обратить в наличность. С их помощью можно оплачивать товары и услуги в сети Интернет, переводить деньги родным и близким.
Виды денег в современной системе денежного обращения:
Наличные деньги:
- Казначейские билеты - выпускались государством, не имели вещественной стоимости, но были обязательны для приема во всех платежах и расчетах. Сегодня в большинстве стран бумажные деньги в связи с их свойством к обесцениванию заменяются кредитными деньгами (Кредитные деньги — это деньги, возникшие на основе развития кредитных отношений. Различают наличные и безналичные кредитные деньги.).
- Ассигнации.
- Векселя
- Банкноты
- Чеки
Безналичные деньги - деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.
Металлические монеты или разрисованные бумажки, которые мы считаем деньгами, на самом деле только символы. Но и они представляют собой нечто реальное. Деньги подтверждены запасом драгоценного металла, имеющегося у государства, которое выпускает деньги. Стандартом для измерения ценности денег, распространенных в цивилизованном мире, являются золото и серебро. Они достаточно редкие и сохраняют свое значение, но их запасы достаточны, чтобы удовлетворить потребности рынка.
В 1821 году Великобритания ввела монометаллизм (то есть использование одного металла) как основу своей денежной системы. Золото было принято в качестве официальной валюты. К 1914 году золото стало единицей измерения почти всех валют в мире. Имея стандартную меру стоимости, страны могли легко торговать друг с другом.
К 1933 году большинство стран отошли от золотого стандарта. Но многие валюты, включая валюту США, все еще определены установленной ценой золота. Золото очень важно в международной торговле. Правительство покупает и продает золотые слитки. Часть золота используется, чтобы оплачивать международные долги, другая часть хранится. Хранящееся золото называется золотым запасом страны.
С деньгами тесно связаны такие понятия, как инфляция и дефляция.
Инфляция – рост цен на товары и услуги. При инфляции происходит обесценивание денег, снижается покупательная способность населения. Процесс, обратный инфляции, то есть снижение цен, называется дефляцией.
Если цены растут со скоростью примерно 3-5% в год, такую инфляцию называют ползучей, это нормальное для современной экономики явление. Опасным считается, когда инфляция становится галопирующей (до 100% годового прироста) или даже перерастает в гиперинфляцию (свыше 100%).
Валюта в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке. В узком смысле валю́та представляет собой денежную единицу — ключевой элемент денежной системы государства, а также региональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета, счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа.
Поскольку задача мировой валютной системы состоит в содействии развитию международной торговли, то любая национальная валюта должна обладать внешней и внутренней обратимостью, т. е. возможностью конвертации в валюты других государств. Конвертируемость определяет степень ликвидности валюты на международных финансовых рынках. Таким образом, конвертируемость валюты характеризует качество валюты. В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.
Сфера обмена СКВ распространяется как на текущие операции (операции, связанные с осуществлением экспорта-импорта товаров и услуг), так и на операции, связанные с движением капиталов, например, получением внешних кредитов или иностранных инвестиций.
Таким образом, можно сказать, что свободно-конвертируемой является валюта той страны, в которой законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений при осуществлении любых операций с ней.
История развития валютно-обменных операций началась с появлением необходимости определения эквивалентов денежным единицам разных стран. В новейшей истории общепризнанной системой обмена валют была фиксация золотого содержания валюты, так называемый "золотой стандарт", что подразумевало установление стоимости денежной единицы по отношению к фиксированному количеству золота.
В связи с возросшей потребностью денежного обращения и выпуском в оборот все большего количества денежных единиц, не обеспеченных золотом, в начале 70-х годов прошлого столетия золотой стандарт, просуществовавший с 1944 года, был заменен свободным курсом.
В современном мире валютный курс – это плавающая единица эквивалента денежных единиц разных стран, который формируется на основе закона спроса и предложения на валютных биржах и торгах, наряду с механизмом искусственного регулирования колебания котировок центральными (национальными) банками стран.
На внутреннем рынке Республики Беларусь объемы валютно-обменных операций с участием физических лиц тесно взаимоувязаны с процессами, происходящими в экономике республики – это и реальные доходы населения, курсовая политика, ценообразование, изменение котировок иностранных валют. Также на активность валютного рынка в определенной степени влияет сезонность, например, в летний период традиционно характеризуется повышенным спросом на наличную валюту, что обусловлено отпускным сезоном.
Официальный курс белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США устанавливается по результатам фиксинга по российскому рублю и доллару США на торгах, проводимых открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа».
В случае отсутствия торгов по российскому рублю и (или) доллару США официальные курсы белорусского рубля по отношению к данным валютам рассчитываются и устанавливаются на основании информации об их котировках на международных финансовых рынках.
План мероприятий в рамках Недели финансовой грамотности
22.03.2021 – 27.03.2021
Дата |
время |
Название |
ФИО учителя |
Kласс |
23-28.03.2020 |
В течение недели
|
Стенд «Правила безопасности. Банковская карта. Интернет банкинг. Мобильный банкинг». Проведение акции по распространению буклетов по правилам безопасного использования банковской карты, мобильного банкинга» |
Колбасенко Г.И. |
IX «А» |
24.03 |
13.55-14.40 |
Внеклассное мероприятие «Моя будущая профессия - финансист» |
Чарей О.В. |
XI |
24.03 |
14.55-15.40 |
Урок-игра «Мебель в моей комнате. Разумная покупка» |
Пузына Е.В. |
IV «Б» |
24.03 |
13.55-14.40 |
Внеклассное мероприятие «Секреты финансового успеха» |
Нищик А.В. |
IX «А» |
24.03 |
13.55-14.40 |
Классный час «Деньги и их функции» |
Дубровская И.М. |
X «А» |
24.03 |
10.05-10.50 |
Финансовая головоломка «Семейный бюджет» |
Герасимчик Н.В. |
I «А» |
25.03 |
13.55-14.40 |
Своя игра «В мире финансов» |
Блинова С.А. |
IX «Б» |
25.03 |
12.00-12.45 |
Игра «Знатоки финансовой грамотности» |
Бересневич С.А. |
V «Б» |
25.03 |
12.00-12.45 |
Классный час «Управление личными финансами» |
Шилова Т.И. |
VI |
25.03 |
11.10-12.05 |
Игра «Дороже-дешевле» |
Макарова А.В. |
ПКПП |
26.03 |
13.00-13.45 |
Урок-игра «Интересно о деньгах» |
Валько Е.А. |
V «А» |
26.03 |
13.55-14.40 |
Классный час «Бюджет моей семьи» |
Шулындина Л.В. |
VII |
26.03 |
14.30-15.15 |
Экономическая игра «Деньги и денежные отношения» |
Мурашко И.В. |
VIII |
26.03 |
09.40-10.25 |
Урок «Русский язык как ключ к финансовой грамотности» |
Поклонская Н.Н. |
XI |
26.03 |
17.25-18.10 |
Кл.час «Твой 1-ый бюджет» |
Хамиченок В.А. |
IV «Б» |
26.03 |
08.10-08.40 |
Викторина «Богатеи с детства» |
Гриб Е.И. |
I «А» |
26.03 |
08.10-08.40 |
Квест-игра «Фикси-кошелёк для фикси-витаминов» |
Можайская В.В. |
I «Б» |
26.03 |
08.10-08.40 |
Игра-путешествие «Деньги мира» |
Гавинович А.В.
|
II «А» |
26.03 |
08.10-08.40 |
Информационный час «Деньги в пословицах и поговорках» |
Ковалевская Н.И. |
II «Б» |
26.03 |
08.10-08.40 |
Викторина «Денежная азбука» |
Шако Д.П. |
III «Б» |
26.03 |
12.35-13.20 |
Экономическая игра «Человек и экономика» |
Марковская М.А. |
IX «А» |
27.03 |
15.55-16.40 |
Квест-игра «Деньги любят счёт» |
Новик Ж.А. |
III «А» |
27.03 |
09.40-10.25 10.40-11.25 |
Программы для планирования семейного бюджета «Бюджет планируем с умом» |
Апанасевич Е.Ю. |
VIII |
28.03 |
11.00-11.45 |
Интеллектуально-познавательная игра «Юные финансисты» |
Синявская С.В.
|
IV «А» |
свернуть