Иностранные языки

Адаптивная онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с аналитической системой выработки индивидуальных рекомендаций для пользователей

развернуть

Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе реализации межпредметных связей при изучении иностранного языка

развернуть

Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе реализации межпредметных связей при изучении иностранного языка

 

В настоящее время проблема развития ключевых компетенций, которые включают в себя метапредметные компетенции, является одной из наиболее актуальных в современном образовании. В современных условиях обучение иностранному языку (английскому) в школе должно способствовать формированию базовых компетенций, в том числе не только предметных, но и общеучебных и метапредметных. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Именно на уроках английского языка учащиеся имеют уникальную возможность овладевать многими метапредметными компетенциями.

Сегодня школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

Выпускник в должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяют 3 уровня компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному то есть надпредметному);
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей);
  • предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции – более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

Ключевыми метапредметными компетенциями являются:

  1. Ценностно-смысловая компетенция
  2. Общекультурная компетенция
  3. Учебно-познавательная компетенция
  4. Информационная компетенция
  5. Коммуникативная компетенция
  6. Социально-трудовая компетенция
  7. Компетенция личностного самосовершенствования

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Так, например, в V классе на этапе обобщения по теме: «Where is life better: in the city or in the country?» мои учащиеся отвечают на вопрос, где лучше жить – в городе или в деревне. Во время обсуждения данного вопроса дети не только развивают умения и навыки устной монологической речи, но и участвуют в нравственной беседе, находясь в ситуации морального выбора. Таким образом, формируется и развивается ценностно-смысловая компетенция.

Формирование общекультурной компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру. Мною проводятся тематические уроки, которые знакомят детей с обычаями и традициями стран изучаемого языка (например, урок “Christmas”, “St Patrick`s Day”, “Easter”, “Thanksgiving Day”, “Earth Day” и т.д.). Такая форма работы приобщает учащихся к диалогу культур. (Рассказать про Рождество стучится в дверь)

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Она формируется при использовании проектных методик, мини – исследований, проведения школьных опросов. Самым удачным средством, помощником в данном деле является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках. Способы реализации учебно-познавательной компетенции перекликается со способами технологий развивающего обучения и критического мышления. Начиная очередную новую тему, мы вместе с ребятами обсуждаем сферы применения данного материала, его практическую направленность. Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из приёмов, которым я пользуюсь на практике это – интерактивная тетрадь, мы учимся создавать флэпы – её элементы, структурируя материал по разным грамматическим и лексическим темам.

Например, в начале изучения темы в 11 классе «Моя будущая профессия» ученики приходят к выводу, что изучение темы даст им возможность обсудить психологические предпосылки выбора профессии, изучить перечень необходимых качеств для той или иной профессии, научиться писать резюме для работодателя в той форме, которая принята в цивилизованных странах.

Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования информационной компетенции.

На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства обучающихся, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Информационная компетенция развивается на уроках с использованием интернет – ресурсов, обучающих компьютерных программ по английскому языку Все это способствует развитию информационной компетенции. Моим ученикам иногда можно использовать мобильные телефоны на уроках, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой. Поэтому, получая творческое задание, обязательно прибегают к Интернет-ресурсам. На сайтах kahoot, quizizz, learning apps мною создаются упражнения, тестовые задания, которые нравятся ученикам. Так же мои ученики умеют пользоваться приложением для чтения qr - кодов, которое мы используем для повторения и закрепления других тем, например, время. Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции. На сегодняшний день я могу заявить, что информационные компьютерные технологии заняли прочное место в моей работе.

Формирование коммуникативной компетенции реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Прежде всего каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках. Учащиеся определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию.

Учащиеся на моих уроках играют в ролевые игры, берут друг у друга интервью. Ведут воображаемую переписку с британскими сверстниками, рассказывают о себе от своего имени и от имени героев учебника. Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально - трудовая компетенция.

Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, – очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Основной способ – ролевая игра. Инсценирование диалогов является неотъемлемой частью моих уроков во всех классах. Учащиеся примеряют на себя такие социальные роли, как: «продавец» и «покупатель», «врач» и «пациент», «гость» и «хозяин». Такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности. Т.е. ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, но и готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами. Метапредметные компетенции, формируемые в рамках одного урока: – умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее - знания и умения целеполагания, планирования, рефлексии, - умение анализировать и систематизировать материал - умение создавать свой продукт деятельности - умение работать в группах.

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, – растет и развивается под воздействием среды в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет и сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты. Он не только даёт знания ученикам, но и является помощником в поиске знаний. Педагогу необходимо самому хорошо ориентироваться в предлагаемой информации, различных жизненных ситуациях, показывать, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогать определить, что является главным, а что – второстепенным. Учитель как руководитель, консультант и эксперт должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Следовательно, учитель должен быть разносторонне развитой личностью. Важным фактором успешной деятельности учителя английского языка является его постоянное самосовершенствование как личности и профессионала

Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.

Результатом деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений:

  1. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).
  2. Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, восприятии и понимании речи на слух, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).
  3. Регулятивные (способность к самообучению, самостоятельная работа по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).

Таким образом, метапредметный подход в образовании способствует сохранению и поддержанию культуры мышления, и формированию научного мировоззрения учащихся, которые предоставляют большие возможности для использования полученных знаний на уроках в реальных ситуациях, а учебный предмет «иностранный язык» является благоприятным полем для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов.

Формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей, воспитательного потенциала содержания учебных занятий способствуют организация изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов, использование в образовательном процессе серии пособий «Компетентностный подход». Данная серия издана для I–IX и X, XI классов по всем учебным предметам. Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования образовательных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой.

свернуть
Педагогическая мастерская