Начальная школа

Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов на I ступени общего среднего образования

развернуть

 Основополагающим умением, которое приобретает учащийся                      в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни.

Вопрос формирования читательской грамотности учащихся на I ступени общего среднего образования остается весьма актуальным.      

Целью уроков литературного чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого                                          и выразительного чтения. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Именно в этот период необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса    у учащихся.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской грамотности является новизна учебного материала, использование инновационных форм обучения, создание ситуации успеха на уроке. Чтобы привить ребенку интерес к чтению, необходимо на каждом уроке использовать элементы неожиданности, особенно в игровой форме. Рефлексия имеет также немаловажное значение в приобретении читательских умений. Методы и приемы работы с текстом формируют самостоятельное мышление и повышают учебно-познавательный интерес.

На современном этапе развития в нашем обществе особую актуальность обретает вопрос навыков смыслового чтения. Анализ проблемы формирования навыков смыслового чтения показал, что современные учащиеся мало читают, предпочтение отдают: компьютеру, телевидению, видео. Поэтому перед системой образования поставлена цель обучить и воспитать граждан духовно развитых, способных быстро адаптироваться в окружающем мире, уметь воспринимать, извлекать и осмысливать информацию, содержащую              во всевозможных источниках, от статей до художественной литературы.

Технология смыслового чтения направлена на формирование коммуникативных, универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать, читать вслух учебник, умение извлекать информацию из текста, которая касается познавательных универсальных учебных действий.Смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Понимание текста – это ключевой навык, который начинает развиваться на I ступени общего среднего образования. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникаминформации, и художественные тексты – лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики                                    и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения – словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность – это метапредметное умение, которое важно формировать на всех учебных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу.

Поэтому самые первые тексты – это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.

Самым маленьким для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или графические романы. А для «легкого чтения» первоклашек и в школе, и дома вполне подойдет сборник школьных анекдотов: они короткие, их легко читать и, кроме того, они имеют полностью законченный сюжет.

Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать учащегося и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы учащийся делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учащихся о смысле того, что происходит с героями. Однако не лишним будет обсудить прочитанное и убедиться, что и ребенку все ясно. Например, спросить, что испытывает герой, какие слова друзей вызвали у него беспокойство и почему? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.

Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование – это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций – этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.

Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант – задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учащихся на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.

Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, можно дать им текст по теме урока с пропущенными ключевыми словами – не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат ребят концентрировать внимание на самом важном.

В заключении хочется отметить, что эффективное формирование читательской грамотности в урочной деятельности зависит от педагога, задача которого стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

 

свернуть

Активные формы и методы работы на уроке. Памятка педагога-психолога для учителей начальных классов

развернуть

Активные формы и методы работы на уроке

Памятка для учителей начальных классов

На обобщающих уроках

      Приём «Творческая мастерская»

 К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  

Для завершения урока

Приём «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы  и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Приём «Чистый листок»

Ученик берёт чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

Приём «Мудрый совет»

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока 

или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Приём «Итоговый круг»

Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают.

Для рефлексии на уроке

Приём «Мордашки»

Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Приём «Резюме»

Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме даётся раз в неделю или в месяц.

Для настроя на учебную деятельность

Приём «Руки – ноги»

Вначале краткая инструкция: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам приказ вашим рукам — они должны поработать (подняться или опуститься). Когда хлопну два раза — это приказ ногам (согнуться или разогнуться, то есть встать или сесть)». После этого учитель быстрыми ритмичными хлопками, меняя темп и чередуя их последовательность, руководит действиями детей, пытаясь их запутать. Лишь начав играть и первый раз сбившись (например, при двух хлопках — сигнале ногам - сев и при этом, машинально опустив руки), дети обнаруживают скрытую сложность игры и множественность вариантов положения, они начинают смотреть на ведущего пристально, «ловить», а потом и стараться предугадать его движения. 

Приём «Поздоровайся локтями»

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. 

Приём «Дерево ожиданий»

Учащимся раздают заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны  и предлагают попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от сегодняшнего урока, и чего опасаются, записав и прикрепив на определенное дерево. После выполнения систематизируются сформулированные 

цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

        

Для проверки   изученного   материала

или закрепления нового:

Приём «Умный листок»

  По трем рядам с последней парты    передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из заданной темы. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных. Это быстрый и веселый способ проверки материала.

Для сообщения нового материала

Приём  «Инфо-угадайка»

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»

Приём «Мозговой штурм» 

Ученик понимает, что от его усилий зависит лицо всей группы. Важно четко 

сформулировать проблему, затем учитель или 2-3 ученика информируют класс о существе проблемы. Далее ставится практическая цель, ориентированная на возможный реальный поступок (помочь, составить). Затем дается время на обсуждение (5-6 мин.) После обсуждения слово предоставляется представителям группы, проводится общий итог. Никакой критики. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались. Чем более странной кажется идея, тем лучше.

Приём «Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе с новым материалом.

Для  самостоятельной работы

Приём  «Ульи»

Образование групп сменного или постоянного состава и  обсуждение в группах.

Приём «Светофор»

Для  проведения дискуссии  и     принятия решений. Во время дискуссии  поднимаются карточки согласия – не  согласия по цвету светофора.

Приём  «На линии огня»

Каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы задают участники других групп, а они - защищаются.

свернуть