Родительское собрание ОНЛАЙН

Профилактика преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности

развернуть

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси. К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия. 

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Каждый десятый ребёнок умирает, многие заканчивают жизнь самоубийством. Практически всегда свести счёты с жизнью ребёнка толкает пережитое насилие — физическое или моральное. Оно оставляет жестокий след на психическом и физическом состоянии ребёнка — у него вырабатывается комплекс вины, он считает себя хуже своих сверстников. Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.

Предлагаю несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности. Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.  Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит. Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств. Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона. Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона. Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля. В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними.

свернуть

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

развернуть

Проблема  подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствия.

Что такое правонарушение? Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликатными). Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.

- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

- Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Признаками проблемных детей могут являться: уклонение от учебы; низкая общественно-трудовая активность;  негативные проявления (употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, курение, тяга к азартным играм); повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  3. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

  1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
  2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. 

Так же, уважаемые родители, хотелось бы обратить ваше внимание на безопасность детей в сети интернет. Существует классификация интернет-угроз. Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности для юных пользователей:

  • суицид-сайты;
  • сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
  • наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
  • сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
  • сайты порнографической направленности;
  • сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
  • сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
  • секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).

Правила работы в сети Интернет:

  1. Не входите на незнакомые сайты.
  2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
  5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник).
  7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
  8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
  9. Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
  10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
  11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
свернуть

Профилактика незаконного оборота наркотических веществ

развернуть

На сегодняшний день за ряд действий, связанных с распространением наркотических средств, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

К таким случаям уголовный закон относит, например, сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему, либо осуществление сбыта на территории учреждения образования, здравоохранения, воинской части. Аналогичное наказание предусмотрено за сбыт наркотиков в крупном размере, совершение такого преступления группой лиц, а также ряд иных преступных деяний (ч.3 ст.328 УК).

Если распространение наркотиков осуществляется организованной преступной группой либо оно сопряжено с изготовлением наркотических средств в условиях нарколаборатории, для виновных уголовным законодательством определена ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет (ч.4 ст.328 УК).

Наиболее жесткие санкции предусмотрены для тех случаев, когда сбыт наркотического средства влечет за собой смерть лица, его употребившего. При наступлении таких тяжких последствий сбытчику грозит до 25 лет лишения свободы (ч.5 ст.328 УК).

С целью усиления профилактического эффекта и снижения мотивации несовершеннолетних к участию в преступной деятельности, связанной с распространением наркотиков, возраст наступления уголовной ответственности за сбыт наркотических средств и психотропных веществ снижен с 16 до 14 лет.

На сегодняшний день законом предусмотрены санкции за совершение таких деяний, как: хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.327); незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.328); незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов (ст.328-1); потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ст.328- 2); посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.329); нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами (ст.330); 7 склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.331); предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ (ст.332); подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380).

В последнее время всё большее распространение получает торговля наркотиками через Интернет путем так называемых «закладок». Сегодня наркоторговцы часто предлагают свои услуги через интернет или же с помощью надписей на стенах домов и заборах, обычно указываются телефоны курьеров. При этом они не будут передавать свой товар лично в руки покупателям. Вместо этого преступники после получения безналичным способом денег сообщают клиентам координаты тайника с запрещёнными препаратами, который может находиться во дворах, на детских площадках, в подъездах и т. д. Что делать, если добропорядочный гражданин случайно обнаружил такую «закладку»? Благодаря активной борьбе государства с наркоманией, наркоторговцы пытаются избежать прямого контакта с покупателем. Они прячут свою отраву в тайниках, расположение которых сообщают наркоманам. Как правило, «закладки» специально делаются рядом с метро, в местах общественных — на вокзалах или в ближайших дворах. Изобретательные продавцы прячут свой товар в клумбах, детских песочницах, между оконными рамами подъездов или просто кладут зелье в валяющуюся на улице пачку из-под сигарет.

Если вы случайно обнаружили такой тайник или стали свидетелем его закладки, обязательно сообщите об этом по каналам связи 102 или 112. До приезда наряда постарайтесь запомнить приметы всех подозрительных лиц, которые крутятся в вашем дворе. Потом расскажите полиции. А главное, ни в коем случае не берите «закладку» в руки. Вы же не знаете, что там лежит! А может быть, вещество ядовито. Кроме того, осматривая нетронутую «закладку», милиция может снять отпечатки пальцев злоумышленника. Вообще, постарайтесь оказать максимальное содействие! Скажу лишь то, что благодаря активности наших жителей, правоохранительные органы уже не раз выявляли адреса наркоторговцев. Заметят рекламу продажи спайсов, нарисованную на тротуарах, и звонят 102, а мы оперативно реагируем. Выходим на след торговцев. Поэтому будьте бдительны и обязательно разъясните детям, как себя вести при обнаружении «закладок».

 

свернуть

Профилактика домашнего насилия

развернуть

В Беларуси наиболее распространенным видом насилия на гендерной почве является домашнее насилие. По данным Министерства внутренних дел, ежегодно в стране регистрируется  около 2000 преступлений, совершенных в быту. Ежедневно в республике в органы внутренних дел поступает около 500 сообщений о фактах семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70% составляют случаи домашнего насилия в отношении женщин и детей.

Большое значение в появлении фактов физического насилия в семье имеют примеры и уроки насилия люди получают в своих семьях. Если дети терпят насилие со стороны родителей, то, вероятнее всего, когда они становятся взрослыми и родителями, они также будут применять насильственные действия против своих детей.

Жертвы насилия в семье – это избитые дети, избитые родители и избитые жены. Жертвы, главным образом, меньше в размерах, имеют меньшую физическую силу, и обычно чувствуют себя беспомощными перед агрессорами (прежде всего, потому, что они зависят от их агрессоров в плане физической, финансовой и эмоциональной поддержки).

Часто домашнее насилие окружает множество мифов. Попробуем разобраться с тем, что действительно является правдой. Заблуждение первое: Важней всего вовремя распознать.

С одной стороны это действительно так. Поняв, что муж является тираном, можно прекратить отношения еще до того, как они дойдут до стадии рукоприкладства.

Но с другой стороны психологи отмечают, что домашнее насилие не возникает беспричинно и внезапно, чаще всего этот процесс идет поэтапно. Сперва муж начинает в довольно грубой форме критиковать внешность жены и ее действия. Если проанализировать его фразы о том, что она толстая (худая), слишком высокая (или маленькая), все ее подруги жалкие (или, наоборот, гораздо лучше ее), то получается, что он живёт в семье лишь из огромного одолжения. Затем замечания перерастают в запреты: не носить короткие юбки, не ходить на встречу с подругами и так далее. Все сводится к попытке запереть жену в четырех стенах, максимально сократив количество внешних контактов. Это уже ограничивает свободу. Финал – это рукоприкладство. Домашнее насилие может быть эпизодическим или регулярным, но здесь важно помнить о том, что единожды случившийся факт говорит о том, что мужчина может позволить себе поднять руку на женщину в принципе. А значит, это может повториться снова и снова. Чем раньше женщина пойме, что в характере мужа есть все признаки тирана, тем проще избежать рукоприкладства.

Ударил однажды – будет бить всегда. Да, это признанный факт, что исправить агрессора довольно трудно. Во многих странах существуют психотерапевтические и образовательные программы для мужчин, подвергающих насилию своих близких. Цель таких групп – научить мужей осознавать реальные причины своих поступков и их серьезность, а также говорить о собственных чувствах, уметь договариваться, не быть агрессивными и понимать, что ни один человек не имеет права на контроль и власть по отношению к другому.

Заблуждение второе: Бьет, значит любит. Нет, это не так, и домашнее насилие – это вовсе не признак проявления заботы. При этом оно вовсе не обязательно должно быть физическим. Ограничение свободы или экономическое насилие не менее неприятны. Задумайтесь, если муж постоянно упирает на то, что деньги зарабатывает именно он и полностью контролирует семейный бюджет. Это такое же насилие, как и пощечина или удар. Также существует сексуальное насилие, насилие страхом, когда женщина доводится до состояния паники, насилие оскорблением. Самое грустное, что отдельные подобные проявления женщины расценивают как проявление особой заботы. Что-то типа: если он ревнует меня до синяков, значит, просто любит настолько, что не  состоянии справиться со своими эмоциями. Или же не даст мне работать, значит, заботится о моем здоровье и старается облегчить жизнь. Не стоит искать оправданий его поступкам, если его не интересует ваше мнение, то и говорить о большой любви не имеет смысла.

Заблуждение третье: Сама виновата. Довольно распространенное убеждение. С точки зрения гендерных стереотипов, это означает, что если бы женщина вела себя иначе, была бы более услужливой, то ее не нужно было бы «наказывать». Мол, достаточно изменить поведение и женщину никто не тронет пальцем. Реальность же такова, что от поведения в ситуации домашнего насилия практически ничего не зависит.

Заблуждение четвертое: Я с ним только из-за детей – им нужен отец.  Этот миф разрушается гораздо быстрее, чем другие, когда люди начинают осознавать, что дети – свидетели насилия над матерью переживают психологическую травму в той же степени, что и пострадавшая мать. Согласно исследованиям, мужчина, избивающий свою жену, зачастую агрессивен и по отношению к детям. У малышей, находящихся в атмосфере постоянных конфликтов, вырабатывается низкая стрессоустойчивость, снижается иммунитет, успеваемость в школе.

Заблуждение пятое: Страдают от насилия лишь те, кто не умеют за себя постоять. А вот это вовсе не так, насилию подвержены не только «серые мышки». Даже звезды эстрады и другие успешные люди не застрахованы от этого, типичными примерами являются певицы Жасмин и Валерия. И это лишь те примеры, которые известны всем, а столько див предпочитают не афишировать данные проблемы! Сложность заключается в том, что распознать тирана гораздо легче, чем ему противостоять. Допустим, от ношения коротких юбок можно отказаться, но на этом претензии не закончатся. Если склонность к подобному поведению у мужчины имеется, то рано или поздно это вылезет наружу. Поэтому домашнее насилие предотвратить невозможно, лучше его пресечь.

Заблуждение шестое: он сможет измениться. Это обуславливает бесконечное всепрощение, а если мужчина еще и изменяется после произошедшего, то устоять смогут лишь единицы. Сердце не выдерживает, а тут еще и семью жалко, в результате чего женщина продолжает терпеть. Следом за скандалом следует определенный промежуток перемирия, когда тиран не проявляет своих наклонностей, но затем все повторяется. Число этих повторений зависит лишь от женского терпения. Особой веры в то, что мужчина изменится, нет, но ради нескольких дней перемирия хочется с ним жить. Помните о том, что изменить мужчину невозможно до тех пор, пока он сам этого не захочет. К сожалению, происходит это очень редко.

Рекомендации психологов:

- Всегда быть готовой к тому, чтобы успеть покинуть дом. Для этого иметь при себе документы и хотя бы небольшое количество денег.

- Помнить о том, что существуют специальные кризисные центры для женщин, где помогут не только советом, но и дадут возможность какое-то время провести в специальных комнатах пребывания.

- Не отказываться от помощи родственников и не пытаться скрыть скандал внутри семьи, боясь его афишировать. Домашнее насилие может быть реально опасным.

Вы всегда можете получить консультацию по телефону 4 86 24, 4 86 04.

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации Вы можете обратиться в ГУ «Жодинский территориальный центр социального обслуживания населения» по вопросу оказания услуги временного приюта (предоставление «кризисной» комнаты).

На базе Центра по адресу: г.Жодино, ул.Советская, д21, создана и функционирует «кризисная» комната для предоставления услуги временного приюта в случае необходимости лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе жертвам торговли людьми, гражданам и их детям в ситуации насилия в семье, лицам, пострадавшим от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту обращения, независимо от места регистрации (места жительства).

При заселении в «кризисную» комнату с гражданином заключается договор на оказание услуги временного приюта, который определяет условия и период нахождения в «кризисной» комнате. Для заключения договора гражданин представляет: письменное заявление; документ, удостоверяющий личность; документ установленного образца о праве на льготы (для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами).

В случае отсутствия документов (утрата, невозможность попасть домой и другие причины) допускается заселение без предоставления документов с следующим обращением в органы внутренних дел для их восстановления.

Пребывание граждан в «кризисной» комнате является бесплатным. Бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.

В штате учреждения работают: психолог, юрист, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации.

На базе Центра организована работа группы взаимопомощи «За чашкой кофе» для женщин, оказавшихся в беде, которая проходит каждый понедельник с 17.00 до 19.00.

свернуть

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, а так же необходимость горячего питания

развернуть

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный. Здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило он не нуждается в каких либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.

Приятно посмотреть на подростка, который голову держит прямо, у которого плечи раздвинуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

  1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости.
  2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится.
  3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
  4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается.
  5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть.

Очень вредно держать книги и тетради на расстояние ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, особенно в детском и подростковом возрасте. Никотин, алкоголь и различные токсические вещества, содержащиеся в синтетических жидкостях, могут вызвать у подростков тяжелые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке “перехватывать” что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим, так же, как и обед после школы, неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник – перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать (завтрак – через полчаса после пробуждения, ужин – не позже, чем за 1,5 часа до сна). Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10–12 лет – 9–10 часов, в 13–14 лет – 9–9,5 часов, в 15–16 лет – 8,5-9 часов.

Хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, мешающей здоровому образу жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.

Мы почему-то считаем, что наркотические сведения не скоро понадобятся моему ребенку. Нам это не грозит. К сожалению, это не так!!! Беда эта рядом! Просвещайте ваших детей!

Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

Уважаемые родители постоянно показывайте ребенку свою готовность выслушать его и понять, будьте заботливыми, любящими и отзывчивыми родителями,  организуйте воскресные походы за город, выезжайте вместе на отдых. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть здоровых, умных и благодарных детей.

свернуть

Правила внутреннего распорядка, безопасность жизнедеятельности обучающихся

развернуть

Внутренний распорядок – это регламент (порядок) выполнения обучающимся своих обязанностей в рамках образовательного процесса  под руководством  и контролем администрации  и педагогического коллектива школы. Внутренний  распорядок для обучающихся в школе регулируется  настоящим правилами и другими локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Правила разработаны в соответствии с п.4.6. ст.20 Кодекса Республики Беларусь (далее- Кодекс),п.32 Положения об учреждении общего среднего образования, утверждённого постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в сфере общего среднего образования , а также Устава школы .

Данные Правила обязательны для исполнения всеми обучающимися школы, которые имеют одинаковые права, обязанности и ответственность.

 Обучающие должны бережно относиться ко всем видам собственности. Не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц, а так же обязательно посещать учебное занятие по расписанию , общие и классные собрания, внеклассные и внешкольные мероприятия , в том числе шестой школьный день. Соблюдать следующие требования к внешнему виду: деловой стиль одежды, для уроков физической культуры- единая спортивная форма. Обучающиеся быть в учебных помещениях в соответствии с расписанием занятий, не позднее, чем за пять минут до начала занятий. Опаздывать на занятия запрещается. Запрещается покидать школу во время учебных занятий, перемен, уходить с уроков без разрешения дежурного администратора школы до окончания учебных занятий в соответствии с их расписанием. Во время урока запрещается пользоваться мобильными телефонами и иными гаджетами, не имеющими отношения к образовательному процессу.

В школе постоянно проводятся воспитательно-профилактические занятия, направленные на поддержание знаний обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. На занятиях обучающимся доводится информация об опасности и недопустимости  пренебрегать правилами пожарной безопасности, дорожного движения, проводятся уроки «Основы безопасности». Уже в начале учебного года прошла неделя безопасности «В центре внимания – дети!», а так же акция ГАИ «Внимание дети!».

Однако, несмотря на проводимую работу со стороны школы, её недостаточно. Необходимо участие родителей.  Только совместными усилиями мы сможем создать безопасную жизнедеятельность наших детей.

В 2020 году продолжают иметь место случаи гибели детей в результате травмирования и несчастных случаев. Поэтому требуется принятие дополнительных мер по защите жизни и здоровья детей. Причина большинства несчастных случаев – это беспечность и отсутствие контроля за времяпровождением детей.

Отмечен высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Родители будьте примером для своих детей. Проводите разъяснительные беседы по правилам поведения на дороге, в транспорте, в общественных местах. Обеспечьте безопасную перевозку детей. Напомню, что перевозка детей до 12 лет производится в удерживающем устройстве, а до 5 лет в автокресле. Обращаю ваше внимание на необходимость использования световозвращающих элементов в тёмное время суток.

Также напоминаем вам, уважаемые родители, о правилах хранения лекарственных препаратов. Где хранить лекарства? Большинство лекарственных средств должны храниться в сухом, прохладном, защищенном от света месте, подальше от отопительных и нагревающих приборов. На кухне жарко, в ванной комнате - слишком много влаги, на подоконнике воздействие прямых солнечных лучей. Кроме того, не размещать вашу аптечку в комнатах, где подолгу находитесь Вы или Ваши близкие - в спальной, детской. Не открывайте аптечку на виду у ребенка, никогда не давайте ему играть с предметами из нее, даже вполне безобидными. Не будите любопытство малыша. Помните, что хранить лекарства следует в недоступном для детей месте. Однако, желательно, чтобы доступ взрослых к домашней аптечке был удобным и не создавал проблем с поиском лекарств в нужную минуту. Желательно разместить домашнюю аптечку повыше на полке или в запирающемся шкафчике в прихожей, кладовке или другой нежилой комнате, если в холодильнике, то в отдельном контейнере.

Еще одним актуальным вопросом остается питание в школьной столовой.  Будущее поколение нашей страны должно быть здоровым, гармонично развитым и умным. И огромную роль в развитие детей играет полноценное питание – в семье, в школе. Задача школы охватить горячим питанием 100% обучающихся, но в настоящее время в нашей школьной столовой питаются 86% обучающихся, остальные либо в сухомятку перекусывают на перемене, либо ходят голодными. Наши медики бьют тревогу: гастрит и панкреатит диагностируются даже у учеников начальной школы. Причина нарушения “пищеварительного спокойствия” кроется в отсутствии рационального питания подрастающего поколения. Горячее питание в школьной столовой призвано решать задачу соблюдения режима питания. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохое настроение и пониженную работоспособность. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе.

 

свернуть

Порядок защиты прав и законных интересов детей

развернуть

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Кроме этого, защиту прав и законных интересов детей обеспечивают в пределах своей компетенции государственные органы: комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратура, суд.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами, попечителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении 14 лет – и в суд.

В случае нарушения юридическими или физическими лицами прав и законных интересов несовершеннолетних детей с иском в суд вправе обратиться их родители, опекуны и попечители. Помните, что право родителей защищать интересы своих несовершеннолетних детей является одновременно их обязанностью.

Одной из государственных гарантий защиты ребенком своих прав и законных интересов является право ребенка в возрасте 14 лет и старше на получение юридической помощи, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).

   Хотелось бы отметить, что несовершеннолетние имеют не только права, но и обязанности и несут ответственность за свои поступки. Общий возраст привлечения к административной и уголовной ответственности начинается с 16 лет, но в определенных случаях он снижен до 14, и это связано с тем, что в данном возрасте гражданин в полной    мере осознаёт противоправность своего поведения.  Особенно хочется затронуть тему потребления несовершеннолетними спиртных напитков. Согласно ст.17.3 КоАП РБ за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии опьянения предусмотрен штраф до восьми базовых величин, а в случае повторения данного проступка в течении года сумма штрафа увеличена -  от двух до пятнадцати базовых величин.

Все знают о пагубном влиянии алкоголя, особенно на несовершеннолетний организм, в связи с чем и существует возрастной ценз продажи спиртных напитков – 18 лет. Тем не менее спиртное оказывается в руках подростков. В данной связи хочется напомнить совершеннолетним гражданам, что за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.4 КоАП РБ, а нарушителю грозит штраф десяти до тридцати базовых величин. В то же время предусмотрена ответственность и продавцов, за реализацию спиртного несовершеннолетним. В случае возникновения сомнений в возрасте покупателя продавец обязан потребовать документ удостоверяющий личность. Лицам, пренебрегающим данными требованиями либо попустительски относящимися к своим должностным обязанностям грозит штраф от двадцати до пятидесяти базовых величин (ст.12.17 КоАП).    

         В завершение темы хочется обратить внимание родителей на контроль за времяпрепровождением своих детей, а также напомнить, что родители обязаны обеспечивать сопровождение своих несовершеннолетних детей, не достигших 16-летнего возраста, вне жилища в ночное время с 23ч. до 06ч.  Нахождение несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет вне жилища без сопровождения взрослых влечет административную ответственность для его родителей. ( Статья 17.13 КоАП РБ).  

свернуть

Для чего в школе проводится информационный час и какие темы на нем рассматриваются?

развернуть

Информационный час – форма просветительской работы среди обучающихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Информационный час проводятся один раз в неделю в 1 – 11 классах в четверг (1 смена – 8.00 – 8.30; 2 смена – 13.00 – 13.30). В составе каждого классного коллектива имеется информационный сектор. Тематика информационных часов осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной,  воспитательной и идеологической работы, методическими рекомендациями по организации и проведению информационных часов в учреждениях общего среднего образования Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

Проводятся обзорные (краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определённый  отрезок времени в стране и за рубежом) и тематические инфочасы. Тематика их разнообразна.

В течение учебного года информационные часы проводятся по разнообразным направлениям: «Законы школьной жизни», «Права и обязанности обучающихся», «Деловой стиль одежды» (профилактика противоправного поведения несовершеннолетних, правовое и нравственное воспитание); в рамках духовно-нравственного воспитания «В кругу семьи рождается душа»; в рамках Международного дня охраны озонового слоя «Озон для жизни. 35 лет защиты озонового слоя»; в рамках международного «Доброе сердце»; в рамках Всемирного дня психического здоровья (10 октября) и т.д.

Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание – это информационные часы, которые касаются истории государства, известных личностей, актуальных новостей и памятных дат. Социальную зрелость обучающихся формируют информационные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения. Проводятся информационные часы и по укреплению и сохранению здоровья.

Согласно рекомендациям инструктивно-методического письма «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году», в учреждении образования каждый четвертый четверг месяца проводится для обучающихся старших классов единый день информирования под общим названием «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» с приглашением видных государственных и общественных деятелей, депутатов, медийных персон. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие, историко-культурное наследие, достижения в социально-экономической, культурной жизни страны, малой родины) и др.

Большим воспитательным потенциалом обладают информационные часы, если в их подготовке и проведении участвуют сами обучающиеся, что ставит их в активную позицию и способствует сохранению интереса и выработке своего взгляда на рассматриваемые события.

свернуть