Преемственность с УДО

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                      В.А. Сухомлинский.
 

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в Беларуси.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Основные задачи сотрудничества дошкольного учреждения  и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей

Одной из форм работы  с дошкольниками является организация экскурсии в школу с посещением спортивного зала, учебных кабинетов, библиотеки, столовой и т.д.

 По мимо этого, педагоги нашей школы (заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, классные руководители начальной школы),  в начале учебного года посещают дошкольные учреждения, с целью более углубленного взаимодействия воспитателя и учителя. 

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности... 

 

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

1.Кодекс Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-З)

2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612

https://praleska-red.by/document/prikaz-o-preemstvennosti-doshkolnogo-i-obshhego-srednego-obrazovaniya-v-sovremennyx-usloviyax-organizacionnyj-soderzhatelnyj-i-obrazovatelno-texnologicheskij-aspekty-08-07-2014-612 

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».

https://adu.by/images/2019/10/obraz-standart-doshk-2019-rus.pdf

4. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.204 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10)

5. Образовательный стандарт начального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь  от 26.12.2018 № 125)

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования»

7. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206)

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525 "Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований"

9.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24.08.2022 № 285 «О порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования»

 

 

В гостях у школы

14.09.2023
развернуть

Преемственность дошкольного и начального образования

 

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,  а всегда опирается на определенную стадию развития,  проделанную ребенком ранее"

 

В.А. Сухомлинский

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.

Сегодня нашу школу посетили воспитанники старшей группы детсткого сада №4 "Павлинка".

Ребята познакомились со школьной жизнью, посетили уроки и пообщались с первоклассниками. Наши учащиеся рассказали гостям о символе нашей школы и подарили значок с изображением бобра.

свернуть

Активные формы и методы работы на уроке. Памятка для учителей начальных классов

развернуть

Активные формы и методы работы на уроке

Памятка для учителей начальных классов

На обобщающих уроках

      Приём «Творческая мастерская»

 К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  

Для завершения урока

Приём «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы  и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Приём «Чистый листок»

Ученик берёт чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

Приём «Мудрый совет»

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока 

или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Приём «Итоговый круг»

Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают.

Для рефлексии на уроке

Приём «Мордашки»

Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Приём «Резюме»

Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме даётся раз в неделю или в месяц.

Для настроя на учебную деятельность

Приём «Руки – ноги»

Вначале краткая инструкция: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам приказ вашим рукам — они должны поработать (подняться или опуститься). Когда хлопну два раза — это приказ ногам (согнуться или разогнуться, то есть встать или сесть)». После этого учитель быстрыми ритмичными хлопками, меняя темп и чередуя их последовательность, руководит действиями детей, пытаясь их запутать. Лишь начав играть и первый раз сбившись (например, при двух хлопках — сигнале ногам - сев и при этом, машинально опустив руки), дети обнаруживают скрытую сложность игры и множественность вариантов положения, они начинают смотреть на ведущего пристально, «ловить», а потом и стараться предугадать его движения. 

Приём «Поздоровайся локтями»

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. 

Приём «Дерево ожиданий»

Учащимся раздают заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны  и предлагают попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от сегодняшнего урока, и чего опасаются, записав и прикрепив на определенное дерево. После выполнения систематизируются сформулированные 

цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

        

Для проверки   изученного   материала

или закрепления нового:

Приём «Умный листок»

  По трем рядам с последней парты    передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из заданной темы. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных. Это быстрый и веселый способ проверки материала.

Для сообщения нового материала

Приём  «Инфо-угадайка»

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»

Приём «Мозговой штурм» 

Ученик понимает, что от его усилий зависит лицо всей группы. Важно четко 

сформулировать проблему, затем учитель или 2-3 ученика информируют класс о существе проблемы. Далее ставится практическая цель, ориентированная на возможный реальный поступок (помочь, составить). Затем дается время на обсуждение (5-6 мин.) После обсуждения слово предоставляется представителям группы, проводится общий итог. Никакой критики. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались. Чем более странной кажется идея, тем лучше.

Приём «Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе с новым материалом.

Для  самостоятельной работы

Приём  «Ульи»

Образование групп сменного или постоянного состава и  обсуждение в группах.

Приём «Светофор»

Для  проведения дискуссии  и     принятия решений. Во время дискуссии  поднимаются карточки согласия – не  согласия по цвету светофора.

Приём  «На линии огня»

Каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы задают участники других групп, а они - защищаются.

свернуть
Ещё в этом разделе