Родителям

Положение о порядке получения законными представителями учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся

02.03.2023
развернуть

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Жодино»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора школы

05.01. 2023  № 9

Положение о порядке получения законными представителями учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся

 

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 1.4 статьи 33 «Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся» Кодекса Республики Беларусь об образовании, пунктом 9 Главы 2 «Полномочия, обязанности учреждения образования, ответственность за несоблюдение законодательства об образовании» Государственного школьного стандарта, Законом Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (с изменениями и дополнениями от 1 июня 2022 г. № 175-З), Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» и устанавливает порядок ознакомления законных представителей с ходом образовательного процесса в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г.Жодино» (далее - Школа).
  2. Законные представители несовершеннолетних учащихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на осуществление образовательной деятельности, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении учреждением образования;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

иные права, устанавливаемые Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными актами учреждения.

  1. Руководство школы при приеме (зачислении) в учреждение образования обеспечивает ознакомление законных представителей несовершеннолетних лиц со следующими документами:

свидетельством о государственной регистрации, 

специальным разрешением (лицензией) на осуществление образовательной деятельности,

сертификатами о государственной аккредитации,

Уставом,

правилами внутреннего распорядка для учащихся,

иными локальными правовыми актами учреждения образования, содержащими права и обязанности учащихся,

а по их требованию – с учебно-программной документацией.

  1. С документами, содержащими информацию о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся законные представители имеют право ознакомиться в ходе индивидуальной беседы с директором школы в дни приема граждан по личным вопросам в соответствии с графиком, его заместителями в установленные дни консультирования, в дни приема граждан по личным вопросам в соответствии с графиком; классным руководителем, учителем, преподающим отдельные учебные предметы, на общешкольном или классном родительском собрании, при посещении консультации в субботу в соответствии с планом шестого школьного дня, на сайте учреждения образования (https://sch2.zhodino-edu.gov.by/).
  2. Законные представители имеют право на полную информацию об успеваемости учащегося:

через дневник, который является основным документом учащегося;

через индивидуальные беседы с учителями, классным руководителем, руководством школы;

классный журнал в присутствии директора, его заместителей или классного руководителя, при этом не допускается изучение успеваемости, а также сравнение результатов учебной деятельности других учащихся.

  1. Законные представители учащихся могут присутствовать на учебных занятиях только с разрешения руководства учреждения образования.
  2. При желании посетить учебные занятия законный представитель учащегося должен подать заявление на имя директора школы о своем намерении.

Директор школы:

принимает заявление от законных представителей в письменном виде на посещение определенного учебного занятия;

согласовывает день и время посещения занятий по интересующему их предмету в присутствии учителя;

для законного представителя назначает сопровождающее лицо на занятие (одного или нескольких из нижеприведенного перечня): заместителя директора по учебной работе; руководителя школьного учебно – методического объединения; опытного учителя, имеющего высшую квалификационную категорию; заместителя директора по воспитательной работе (если посещение занятий связано с вопросами воспитания и поведения учащихся).

  1. Законные представители во время посещения занятий обязаны:

не нарушать порядок в классе;         

не прерывать ход учебного занятия;

не общаться с учащимися и педагогом во время урока;

не выходить из кабинета до окончания занятия;

вести фото и видеосъемку;

мобильный телефон должен быть отключен / режим «Авиа».

  1. Законные представители имеют право:

присутствовать при анализе урока, корректно высказывать свое мнение;

получить консультацию по интересующим их вопросам;

обратиться к директору по дальнейшему решению данного вопроса.

  1. Заключительные положения:

настоящее Положение подлежит рассмотрению на заседании педагогического совета, утверждается приказом директора Школы,  подлежит размещению на официальном сайте Школы;

вопросы, не урегулированные данным Положением, подлежат рассмотрению в соответствии Уставом школы, иными актами законодательства, локальными документами.

свернуть

Полезные видеоролики о здоровом образе жизни

развернуть

Полезные видеоролики о здоровом образе жизни

Видео инфографика о здоровом образе жизни

 

свернуть

Семь правил для хорошей осанки

развернуть

Семь правил для хорошей осанки

 

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.

Очень часто факторами для развития этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся, порой, ещё в детском возрасте.

Осанка считается нормальной, если:

- голова держится прямо,

- грудная клетка развёрнута,

- плечи находятся на одном уровне,

- живот подтянут,

- ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Самое распространенное нарушение осанки – сколиоз. Такое боковое искривление позвоночника, а также и другие виды нарушения осанки, встречаются у 2/3 школьников.

Причин заболеваний костно-мышечной системы, в частности, сколиозом – великое множество. Он может возникать вследствие перенесенных заболеваний (травмы, рахит), а также вследствие слабости мышц спины, возникающей из-за неправильной организации рабочего места школьника, места для отдыха и сна и ношение тяжестей.

Итак, чтобы не допустить нарушение осанки у ребенка, родителям необходимо не только запомнить, но и пользоваться  несколькими  «золотыми» правилами.

Первое: спать ребенок должен только на жесткой постели! Подушка не должна быть слишком большой и слишком мягкой. Идеальными являются ортопедические подушки и матрасы.

Второе: одежда и обувь ребенка должна быть строго по размеру. Если у ребенка имеются плоскостопие или косолапость, то обязательно займитесь их лечением! Помните, что эти недуги взаимосвязаны!

Третье: организуйте ребенку правильный режим дня.

Четвертое: рабочее место для учебы и занятий досугом должно быть организовано в соответствии с возрастом  и  ростом  ребенка. Не стесняйтесь спрашивать ребенка о его состоянии. Если через 15-20 минут сидения за столом у него начинает затекать шея – значит, мебель для ребенка подобрана неправильно!

Пятое: ребенок должен как можно больше двигаться. Особенно полезны ему танцы, плавание, занятие физкультурой, как дома, так и в школе.

Шестое: рюкзак у школьника должен быть только с  жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками. Не покупайте  ребенку сумку или портфель. Длительное ношение сумок в одной руке  - это прямой путь к искривлению позвоночника в боковой плоскости - сколиозу.

Седьмое: при необходимости применяйте  корректоры осанки, спинодержатель, ортопедический корсет. Убедите ребенка в том, что ему нужно носить их какое-то время, что в результате он будет стройным, здоровым, а спина у него будет ровная.

Эти советы важны не только детям, но и родителям. Потому как заболевание легче предупредить, чем его лечить. Особенно это актуально для болезней, связанных с нарушениями осанки.

свернуть

Глаза требуют внимания

развернуть

Глаза требуют внимания

 

свернуть

Ротавирусная инфекция

развернуть

Ротавирусная инфекция

 

Ротавирусная инфекция – это заболевание вирусного происхождения, которое поражает слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта и вызывает его воспаление. Опасность инфекции заключается в том, что при отсутствии оказания адекватной медицинской помощи возможно тяжелое обезвоживание организма и развитие осложнений со стороны всех органов и систем. Ротавирусная инфекция у взрослых протекает не так тяжело, как у маленьких детей, однако тоже представляют угрозу для здоровья и жизни.

Пути передачи инфекции  

Основным путем передачи ротавирусной инфекции является фекально-оральный, то есть через грязные руки. Инфекция может попадать в организм также при использовании предметов обихода больного человека или недавно переболевшего, при употреблении сырой воды или недоброкачественных продуктов питания.

Возбудитель ротавирусной инфекции достаточно устойчив во внешней среде, например, в воде он может сохранять свою жизнеспособность до 2-3 недель. Вирус отличается высокой контагиозностью (заразностью) и быстро распространяется в замкнутых пространствах – это означает, что если заболевает один член семьи, то с большой долей вероятности инфекция передастся всем. Как правило, вспышки ротавирусной инфекции приходятся на осенний и зимний периоды, в результате чего ее еще называют кишечным гриппом.

Что происходит в организме при попадании инфекции?

При попадании в желудочно-кишечный тракт возбудители инфекции проникают в слизистую оболочку тонкого кишечника. Размножаясь, ротавирус нарушает синтез белка, всасывающую способность клеток и эвакуаторную функцию переваренной пищи. Как только все жизненные ресурсы клетки кишечника исчерпаны, зараженная клетка погибает, высвобождая огромное количество токсинов, которые всасываются в кровь и нарушают работу органов ЖКТ. Все это сопровождается развитием выраженной ферментативной недостаточности и признаками гастроэнтерита – воспалительного процесса всех отделов пищеварительного тракта.

Под воздействием токсических веществ у больного нарушается процесс всасывания воды в кишечнике, вследствие чего появляется диарея. Накопление токсинов в крови провоцирует многократную рвоту, что значительно увеличивает риск развития нарушений водно-электролитного баланса и обезвоживания. Если больному не оказать адекватную медицинскую помощь и не начать регидратацию, то в скором времени на фоне поноса и рвоты у него снижается объем циркулирующей жидкости в организме, возникают признаки обезвоживания и развивается гиповолемический шок.

Методы профилактики ротавирусной инфекции

Специфической профилактики ротавируса (вакцин) не существует, поэтому заболеть может абсолютно каждый человек, особенно из группы риска. Чтобы снизить риски заболеваемости и предупредить развития ротавирусной инфекции придерживайтесь простых правил:

  • всегда мойте руки с мылом после посещения туалета и перед приемом пищи;
  • овощи и фрукты перед употреблением необходимо мыть под проточной водой;
  • не употребляйте продукты сомнительного качества;
  • не пейте сырую воду из неизвестных источников.

Если в семье кто-то заболел ротавирусной инфекцией, то у больного должна быть отдельная посуда, полотенце, постельное белье и предметы обихода, которые следует ежедневно замачивать в дез.растворах и тщательно мыть горячей водой или кипятить.

СВЕРНУТЬ
свернуть

О пользе утренней зарядки

развернуть

О пользе утренней зарядки

 

Утренняя зарядка полезна во многих отношениях. Мало кто знает, что она выполняет несколько важных функций. Во-первых, утренняя зарядка помогает быстрее пробудиться и настроить организм в правильном порядке. При выполнении элементарных упражнений увеличивается кровоток и лимфоток. Это дает возможность скорее прийти в себя и включиться в рабочую деятельность. Зарядка повышает тонус, придает чувство легкости и убирает вялость после постельного режима.

Во-вторых, утренняя зарядка оказывает благотворное воздействие на работу внутренних органов и систем, а также на организм в целом. Дело в том, что регулярное выполнение общефизических упражнений после пробуждения в первую очередь благотворно влияет на сердечнососудистую систему. Ежедневная утренняя зарядка экономит вашему сердцу 10 уд./мин. А представьте себе сколько ударов в минуту экономится в сутки, а сколько в неделю, в месяц! Если вы будете выполнять утреннюю зарядку ежедневно, то в год ваше сердце будет экономить миллионы ударов в минуту. Но обязательное условие для этого: постоянство. И только через год-два вы сможете привести сердечнососудистую систему к такому состоянию, при котором сердце будет работать в «экономичном» режиме, что продлит вашу жизнь.

 В целом же ежедневная утренняя зарядка улучшает иммунную систему организма, укрепляет его сопротивляемость к простудным заболеваниям.

И, наконец, утренняя зарядка выполняет профилактическую функцию. Она полезна для профилактики заболеваний, связанных с суставами и позвоночником. При помощи выполняемых после пробуждения упражнений вы вырабатываете правильную осанку, разминаете мышечные волокна, приводите в норму дыхательную и нервную системы.

Утренняя зарядка после пробуждения дает возможность поддерживать организм в работоспособном состоянии, нормализовать здоровье и обрести бодрость. Чтобы выполнение упражнений было максимально эффективным, к зарядке следует приступать в спокойном состоянии.

Девять фактов, связанных с утренней физической зарядкой

  1. Ежедневное выполнение утренней зарядки способствует экономии 10 ударов/минуту сердца.
  2. Утренняя зарядка улучшает обмен веществв организме, что в целом благотворно сказывается, как на общем состоянии, так и снижении веса. Регулярное выполнение зарядки способствует похудению.
  3. Более 90% людей, делающих зарядку утром, улучшают свои результаты в спорте. Они достигают более лучших спортивных результатов.
  4. Делая физическую зарядку, человек получает заряд бодрости и энергии.
  5. Некоторыми людьми отмечено, что упражнения по утрам помогают им регулировать аппетит в течение дня.
  6. Очень важное замечание! Занимаясь упражнениями, мы становимся более дисциплинированными.
  7. Исследованиями подтверждено, что физическая активность стимулирует умственную деятельность.
  8. В результате занятий физиологические процессы в организме будут работать лучше, что приведет к общему улучшению самочувствия.
  9. Просто попробуйте сделать зарядку с утра, и вы убедитесь как это здорово

свернуть

Всё о вредных привычках

развернуть

Всё о вредных привычках

 

Вредные привычки — это то, что может в себе найти практически каждый среднестатистический человек! И многие люди предпочитают не видеть в этом проблемы и попросту не замечают собственные вредные пристрастия. Часто можно услышать отговорку: «У меня всё под контролем, это вовсе не вредная привычка, а минутная слабость». На самом деле, человек часто даже не догадывается, сколько негатива в его жизнь несут вредные привычки и как хорошо будет, если от них избавиться.

Какие бывают вредные привычки у современных людей

 Табачная зависимость

   Несмотря на то, что сегодня всё больше становится популярен здоровый образ жизни, очень много людей подвержены пагубной привычке — курению. При этом стоит отметить, что современный мир расширил границы этого пристрастия. Сегодня люди зависимы не только от сигарет, но и от ароматического табака, который курят через кальяны. Новомодное веяние — парение вейпов стремительно набирает обороты в нынешние дни. Абсолютно любая форма зависимости от табачных изделий пагубна. И даже применение высокотехнологичных устройств, вейпов, не решает, а усугубляет проблему. Люди, страдающие этими привычками, ставят под угрозу собственное здоровье, наносят удар по организму собственных детей, членов семьи, окружающих.

Алкогольная зависимость

Пить пиво, вино, коктейли и крепкие алкогольные напитки небезопасно для психологического комфорта и физического здоровья. Все об этом знают. Однако многие люди подвержены этому пристрастию. Всё начинается с «безобидного» пива, вина или других лёгких алкогольных напитков и со временем нередко переходит в привычку, которая закладывает почву для формирования патологической зависимости.

Склонность к перееданию

Казалось бы, потребность человека в еде вполне объяснима и считается нормальным явлением. Однако гастрономия также может явиться почвой для формирования вредных привычек:

  • переедание;
  • пристрастие к сладкому;
  • привычка есть вредную пищу;
  • увлечение опасными монодиетами и т. п.

Питаться тоже нужно правильно и надо уметь контролировать свои гастрономические настроения. Иначе можно сформировать очень даже опасные привычки, которые ведут к ожирению, развитию сахарного диабета 2-го типа, проблемам с ЖКТ.

Шопоголизм

Оказывается, привычка постоянно что-то покупать тоже является вредной. Обратите внимание на то, как часто вы делаете необоснованные покупки. Есть ли тяга к походам по магазинам, связанная с желанием подавить плохое настроение? Ответы на эти вопросы помогут определить, имеет ли место шопоголизм в вашем случае. А ведь это тоже может стать проблемой. Необоснованная трата денег наносит урон семейному бюджету, формирует долги, мешает стабилизировать благосостояние.

Привычка лениться

Есть и такая привычка — лениться. Человек, который старается отодвинуть дела на потом, отлынивает от каких-то обязанностей, работает, учится спустя рукава, должен задуматься. Ведь это может стать стабильным проявлением его характера. Ленивые люди редко успешны. Никто не принесёт достижений и жизненных свершений на блюде с золотой каймой.

Привычка собирать/хранить ненужные вещи

Встречали ли вы людей, которые тянут в свой дом всякий ненужный хлам и не могут расставаться с вещами, складируя много устаревших, утерявших актуальность предметов у себя в жилище? А это, между прочим, ещё одна весьма вредная привычка! Человек захламляет территорию, что создаёт значительный дискомфорт для него и его близких, соседей. Иногда такое пристрастие к собирательству ненужного хлама принимает патологические формы. Дом в такой ситуации может превратиться в натуральную свалку. Человеку, чьё пристрастие переросло в патологию, необходима профессиональная помощь.

 

Привычка врать

Ко лжи в той или иной мере прибегает почти каждый человек в своей жизни. Есть так называемая ложь во благо. Иногда невинная ложь применяется для того, чтобы сгладить последствия каких-то событий для человека. Однако есть и такие личности, которые врут просто потому, что им нравится говорить неправду. Патологические лжецы часто и сами теряют границы и уже не разбирают, где находится правда, а где есть ложь.  Наличие такой привычки делает человека отталкивающим для окружающих. Нередко лживость ложится в основу формирования более серьёзных проблем.

Сквернословие

Чуть ли не с самого детства нам приходится слышать скверные слова где-то на улице, из телевизора, от сверстников и т. д. Есть люди, для которых мат становится привычкой. Но «крепкое» словцо, сказанное на эмоциях в редких случаях не так страшно, как привычка «выражаться» по необходимости и без особой на то причины. Молодые девушки, из уст которых слышатся грязные ругательства, сразу теряют свой шарм. Парни и мужчины, которые не могут разговаривать без мата, также не притягательны для противоположного пола. Сквернословие отталкивает и создаёт человеку неприглядную репутацию, что не может не сказаться негативно на жизни индивида, обладающего такой привычкой.

Одинаковые особенности имеет сквернословие и применение слов-паразитов. Второе может и не иметь столь глобальных последствий, но также выглядит отталкивающе и накладывает свойственный отпечаток на личность.

Что делать? Профилактика плохих пристрастий

Известно, что со всем негативом нужно бороться! Как же быть с вредными привычками? Ведь понятно, что даже самая безобидная вариация пристрастия может принять весьма пугающие и отталкивающие формы. Главное — понять и признать наличие пагубного пристрастия. Только тогда удастся с ним справиться. В некоторых случаях избавиться от такой проблемы (курение, алкоголизм, игровая зависимость) можно только с помощью специалиста. Люди, обладающие сильной волей и серьёзно нацеленные на результат, нередко находят в себе силы побороть в себе лишние, отрицательные черты характера. Прежде чем искоренить в себе негативные пристрастия, нужно познать себя, признать свои недостатки и найти верный путь для их устранения. Важно понимать, что путь очищения от вредных привычек может быть нелёгким. Однако при должном упорстве спустя какое-то время нужные результаты будут достигнуты.

 

Если мы не победим вредные привычки, то они победят нас!

свернуть

Здоровое питание

развернуть

Древние говорили: ты то, что ты ешь. Современные исследования подтверждают это высказывание. От рациона зависят не только здоровье и долголетие, но и настроение. Увы, в последние годы люди реже отличают правильное питание от диет для снижения веса. Однако многие из последних не только не имеют никакого отношения к здоровому питанию, но и могут серьезно навредить здоровью. В то время как сбалансированное меню поможет не только привести вес в норму, но и заметно улучшить самочувствие.

Здоровое питание — залог хорошего самочувствия

и долголетия

Почему так важно питаться правильно, даже если ваш вес в норме? Биологически человек не в состоянии употреблять такое обилие пищи, какое мы имеем сейчас. Когда природа «проектировала» нас, она предполагала, что мы будем проходить долгие километры в поисках каждого корешка или куска мяса, питаться мелкими порциями, большую часть нашего рациона составят фрукты и овощи, а мясо и мед будут попадаться нам значительно реже. Но цивилизация все изменила — сегодня даже люди с небольшим достатком легко могут позволить себе калорийную, жирную, соленую и сладкую еду. И для этого почти не нужно двигаться! А ведь в естественной среде обитания среднестатистический Homo sapiens должен проходить как минимум 10–20 километров в день. В результате почти все люди цивилизованного мира мало двигаются и переедают, но при этом не получают достаточного количества витаминов и минералов.

Последствиями неправильного питания могут стать не только лишний вес и ожирение. Несбалансированное меню — причина вялости и постоянной усталости (даже если вы получаете достаточно калорий), болезней печени, поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта, проблем с кожей, разных видов аллергии, ломких и редких волос, раздражительности и низкой работоспособности, а также таких грозных болезней, как сахарный диабет, язва, гастрит, инсульт, атеросклероз, цирроз. Более 70% всех современных болезней — следствие неправильного питания, чрезмерного увлечения алкоголем, переедания или, наоборот, разрушительных для здоровья диет.

Принципы правильного питания

Здоровое питание способно решить многие неприятности со здоровьем, и чем раньше вы начнете придерживаться принципов рациональной диеты, тем лучше. Когда мы говорим «диета», мы имеем в виду не краткосрочную голодовку, которая якобы решит все проблемы со здоровьем. Правильный рацион — это не употребление одних салатных листьев, а образ жизни. Вот основные принципы здорового питания:

Ешьте только тогда, когда голодны. Доступность еды привела к тому, что мы нередко садимся за стол без малейшего желания поесть, «заедаем» печаль или грызем калорийные чипсы и попкорн в кино лишь для того, чтобы чем-то занять руки.

Отдавайте предпочтение минимально обработанной пище. Фарш, пюре, муссы, всевозможные смузи — слишком мягкая пища. Процесс жевания — очень важная часть пищеварения. Питаясь такой едой, мы тратим намного меньше калорий, чем должны.

Следите за калориями. В среднем человеку в день требуется 1800–2200 калорий, эти цифры варьируются в зависимости от веса, пола, возраста, состояния здоровья, уровня нагрузок и периода жизни. С возрастом потребность в калориях снижается, но урезать следует не потребление белков, а жиров и простых углеводов (хлеба, макарон, сладостей).

Ешьте небольшими порциями. Наша пищеварительная система рассчитана на 5–6 приемов еды в небольших количествах, а не на 2–3, как мы привыкли. Каждая порция еды должна быть размером с кулак или меньше. Если есть всего раз или два в день, тело начнет накапливать жир.

Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. 50% углеводов, 25% жиров и 25% белков — формула, которая подходит большинству.

Вносите разнообразие. Неделя на одном рисе или салате не сделает вас здоровым — она сделает вас раздражительным. Еда должна быть разнообразной и вкусной — во-первых, это хорошо для настроения, а во-вторых, это обеспечит вас всеми необходимыми витаминами.

Избегайте готовой еды и фастфуда. Замороженная пицца, пельмени или гамбургер могут казаться не такими уж калорийными, но технология производства таких блюд предполагает очень высокий процент содержания «скрытого» жира, консервантов и соли.

Не ешьте вечером. Ночью ваш желудок тоже спит и не может справляться с перевариванием плотного ужина. Есть следует как минимум за 2 часа до отхода ко сну.

Это интересно

Растет не только калорийность блюд, но и их объем. Даже в «Макдоналдсе» в 1950-м году стандартная порция газировки составляла 225 граммов. Сегодня в этих кафе самая маленькая порция колы — 340 граммов, а большая — 900. Это примерно 310 ккал.

Продукты для здорового питания

Как правильно питаться? Когда мы слышим слова «здоровая еда», мы часто представляем себе ворох салатных листьев. Что и говорить, листовые овощи очень полезны, но мало у кого они вызывают аппетит. К счастью, здоровые продукты — это не только зелень. Вот список составляющих для правильного питания на каждый день.

Рыба. Особенно океанские сорта — рыбий жир очень полезен для здоровья, он понижает уровень холестерина, очищая сосуды от бляшек и снижая риск инфаркта и инсульта почти вдвое. Преобладание рыбы в рационе — залог хорошего состояния кожи и волос. Кроме того, рыба активизирует деятельность мозга и содержит витамин Е, который необходим для здоровья печени.

Яйца. Ими не следует увлекаться — 4–5 яиц в неделю вполне достаточно, чтобы предупредить язву желудка и двенадцатиперстной кишки, панкреатит и расстройства нервной системы.

Ягоды. Любые ягоды богаты антиоксидантами, замедляющими процесс старения — это касается не только внешности, но и всех систем организма. Ягоды обязательно должны присутствовать на столе тех, кто страдает ожирением и диабетом.

Бобы. Бобовые — практически идеальный диетический продукт. Блюда из фасоли и чечевицы быстро насыщают, дают нам необходимый запас белка и клетчатки для хорошего пищеварения. Они полезны для людей, страдающих ожирением, сахарным диабетом, атеросклерозом, болезнями почек и печени, а также для всех, у кого ослаблен иммунитет.

Цельнозерновой хлеб и макароны. Это «хорошие» углеводы, которые насыщают надолго. Организм тратит немало энергии, чтобы их переварить, и они не так опасны для нашей фигуры, как булочки и торты. Более того — цельнозерновые продукты способствуют похудению. Блюда из муки грубого помола помогают победить ожирение, диабет, авитаминоз, депрессию, болезни сердца и сосудов. В них много витаминов группы В.

Молочные продукты. Выбирайте необезжиренные — в них много белка и кальция, необходимого для зубов, костей и обменных процессов. Есть в них и липоевая кислота, которая способствует оздоровлению печени. Обезжиренные продукты теряют большую часть своих полезных свойств и вкус. Ввиду последнего производители нередко добавляют в них огромное количество сахара.

Овощи. Настоящий кладезь витаминов и клетчатки, а калорий в них очень немного. Особенно полезны любые овощи ярко-оранжевого и красного цветов — в них много витамина А, необходимого для зрения, красивой кожи и здоровой печени. В зеленых овощах содержится весь комплекс витаминов группы В, а также калий и кальций.

Оливковое масло. Это «волшебный» продукт, снижающий уровень холестерина, очищающий печень и выводящий токсины.

Запрещённые продукты

 

Кстати Психологи подсчитали, что мы думаем о еде примерно 100 раз в день.

Некоторые продукты несовместимы со здоровым питанием. Вот лишь неполный их список.

Консервы. Для того чтобы консервированные овощи, мясо, фрукты или рыба сохраняли вкус и товарный вид на протяжении долгих месяцев, в них нередко добавляют красители, консерванты, огромное количество сахара и соли. К тому же полезных веществ в них очень мало — например, жирные кислоты омега-3, которые и делают тунец таким полезным сортом рыбы, при консервировании полностью разрушаются.

Готовые жирные соусы. Например, столь любимый многими майонез. Домашний майонез, сделанный из свежих деревенских яиц и оливкового масла, изредка можно себе позволить. Но на изготовление готового соуса идет масло далеко не лучшего качества, в нем много консервантов, уксуса, к тому же это очень калорийная заправка, которая сводит на нет всю пользу блюд, например, овощных салатов.

Копчености. В копченом мясе и рыбе очень много соли, такие закуски — колоссальная нагрузка на почки. Кроме того давно доказано, что мясо, прошедшее обработку, содержит канцерогенные вещества. Другими словами, все, что можно купить и сразу съесть (колбасы, ветчины, сосиски, бекон, грудинка и прочие подобные продукты) не только не полезно, но и опасно для здоровья.

Осторожно, мясо! По данным Всемирной организации здравоохранения и Международного агентства по изучению рака, переработанное мясо является одной из причин возникновения рака кишечника. Так, употребление 50 грамм бекона или другого переработанного мяса увеличивает риск развития онкологии на 18%!

Жареное. Картошка фри, продукты в кляре, пирожки и чебуреки — все эти блюда настолько же популярны, насколько и опасны. Они содержат очень много жира – и зачастую готовятся с использованием низкокачественных масел. Избыток жира вообще нежелателен — он приводит к лишнему весу, а клетки печени под его влиянием перерождаются в жировые и перестают выполнять свои функции.

Сладкие напитки. Наш мозг не использует калории, полученные из соков и газировки. А между тем и в лимонадах, и в пакетированных соках очень много сахара — один стакан может содержать до 170 и более калорий!

Выпечка и конфеты. Это так называемые быстрые углеводы — энергия, полученная от них, должна расходоваться немедленно. В противном случае, избыточные углеводы становятся причиной отложения жировой ткани.

свернуть

Для учащихся и их родителей памятки и рекомендации

развернуть

Памятка для родителей

«Профилактика нарушения осанки у детей»

 

Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позе. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.

Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития.

У маленьких детей осанка ещё нестабильная, а нагрузки часто бывают неравномерными. Нарушение осанки в раннем возрасте – это негармоническое развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело в вертикальном положении: сведенные вперед плечи, сутулая спина, выпяченный живот. Таким образом, начинается все с нарушения правильного положения позвоночника в детстве при долгом сидении, лежании и даже стоянии, при отсутствии двигательной активности, обеспечивающей развитие всех групп мышц. Неправильное положение тела становится привычным, а навык правильной осанки утрачивается.

Причины нарушения осанки:

1. Наследственные конституционные особенности строения скелета и мышечной системы.

2. Врожденные пороки и родовые травмы.

3. Неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна.

4. Нерациональное питание.

5. Гипокинезия – недостаток физической активности.

6. Мебель, не соответствующая возрасту и росту.

Как влияет неправильная осанка

на здоровье ребенка?

Сутулая спина затрудняет нормальные движения

грудной клетки, слабые брюшные мышцы не способствуют углубленному дыханию.

Ухудшается работа органов дыхания, поскольку

грудная клетка сдавлена. Все внутренние органы

испытывают дискомфорт. Возникают проблемы с

пищеварением, кровообращением, мочевыделением.

Может наступить расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

Профилактика нарушений осанки очень важна. И заниматься осанкой ребенка следует с первых дней жизни ребёнка. Есть специальный комплекс упражнений и массажа для детей. Необходимо обеспечить условия для двигательной активности ребёнка. Злоупотребление переносом ребёнка на руках, перевоз в колясках и машинах создают серьёзные препятствия в обеспечении естественной двигательной активности ребёнка. Важно позаботиться и о том, чтобы детская мебель (стол, стул) была удобной, в соответствии с ростом ребёнка. Во время еды - следить за позой ребёнка и тактично поправлять, напоминать о положении ног, головы, спины. Постель должна быть достаточно жесткой, с маленькой подушкой.

Специальные упражнения для профилактики нарушения осанки:

• Ходьба при соблюдении правильной осанки с изменением направления, остановками, поворотами.

• Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, кубик).

• Ходьба с мешочками на голове с одновременным выполнением различных движений: полуприсед, высокое поднимание ноги.

Уважаемые родители!

Если Вы будете соблюдать рекомендации, а специальные упражнения делать вместе с ребёнком, сопровождая игровыми приёмами, на фоне хорошего настроения, то эффект значительно увеличится.

Здоровье обеспечивается соответствующим образом жизни.

Будьте здоровы!

Профилактика нарушений зрения у школьников

На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье детям? Во многом состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе зависит от того, насколько правильно организован его режим дня.

Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1.     Правильное чередование труда и отдыха.

2.     Регулярный прием пищи.

3.     Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4.     Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5.     Определенное время для приготовления домашних заданий.

6.     Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения.

Первое на что необходимо обратить внимание, это то, что новорожденные и дети первого года жизни имеют только в 5 % случаев эметропическую рефракцию, в остальных случаях это различные варианты аметропий (4 % - гиперметропы высоких степеней более 6 Д, 5% - врожденная миопия и остальные 86 % - гиперметропы слабой и средней степени). Таким образом, с момента рождения

уже 14 % детей составляют группу высокого риска и требуют тщательного наблюдения врача-офтальмолога, который обязан не только констатировать аномалию рефракции, но и составить план мероприятий по динамическому наблюдению за ребенком и работы с родителями, которые в свою очередь должны в домашних условиях выполнять все рекомендации врачей.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Особого внимания специалистов заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки  приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 - 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников  в среднем составляет  5 - 7 часов в день (30 - 42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 - 10 часов в день (48 - 60 часов в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.  К сожалению, начиная  от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 - 80 ватт. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и  общее освещение в комнате  Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

1.     Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

2.     Правильно питаться

В рационе близоруких детей должны быть:

морковь - богатый источник бета-каротина;

черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  

красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;

кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   

рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;

шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.   

цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Комплекс упражнений для младших школьников

1.     Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

2.     Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

3.     Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4.     Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5.     Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

1.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.

2.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.

3.     Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.

4.     Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.

5.     Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.

6.     Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.

7.     Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

Для ребенка это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварная рыба, постная говядина, курица и индейка, морковь и свежая капуста, зелень, ягоды и натуральные соки.

Все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, необходимы для нормального развития глаза, костного скелета и нервной системы. Кроме естественных витаминов малышу дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу – полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.

 

свернуть