Профориентация

Что такое профориентация?

Выбрать профессию в 17 лет — и навсегда. Звучит страшновато! Но если следовать несложным правилам, определиться будет проще и есть шанс избежать сожалений. 

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них. И чем больше информации о специальностях у вас есть, тем проще её проанализировать и найти подходящую. 

Как правило, впервые таким поиском мы занимаемся накануне окончания школы. В связи с эти в школах для обучающихся организуют встречи с представителями разных профессий, проводят классные часы, педагог-психолог проводит диагностику. Все это должно помочь выпускникам разобраться в своих склонностях и узнать, где их можно применить. 

Чтобы этот этап профориентации работал как надо, в него, конечно, стоит включиться родителям. 

А дальше профориентация выходит за рамки обязательных мероприятий и становится делом вашей инициативы. В вузе или колледже, например, вы будете проходить практику на производстве, но оставаться там работать или нет — ваш выбор. 

Можно приводить еще довольно много примеров, но все они сводятся к одному: каждому из нас в поиске себя стоит ориентироваться именно на свои качества и склонности, а не на чужие.

В связи с эти предлалагем Вам ознакомиться с формулой выбора будущей профессии

Полезные ресурсы по профориентации:

Информацию по вопросам организации и проведения выпускных экзаменов, приема в учреждения образования Минской области можно получить в главном управлении по образованию Минского облисполкома: 

г.Минск, ул.Энгельса, 4, каб.102,

тел. (8-017) 517 01 22

Твое профессиональное образование. Полезные видеоролики для обучающихся по профориентации

развернуть

Правила перспективного логиста 


Токарь


Гродненский государственный профессионально-технический колледж коммунального хозяйства



Электромонтажник сложность и престиж


Техник электрик Рабочий класс


Мехатроника 


Будущий техник механик

 

свернуть

День открытых дверей 06.11.2021 в УО «Белорусский государственный технологический университет»

развернуть

Программа Дня Открытых дверей

УО «Белорусский государственный технологический университет»

(г. Минск, ул. Свердлова, 13а)

06 ноября 2021 г.

  • 11.15-12.00 - Встреча гостей и участников (фотозона, анкетирование, запись на мероприятия, демонстрация фильмов, экспозиция достижений БГТУ, интерактивная зона для гостей, внеучебная деятельность БГТУ, студенческие сообщества, творчество, отдых).
  • 12.00-12.10 - Приветственное слово администрации университета.
  • 12.10-12.20 - Презентация университета (основные факты и цифры о БГТУ).
  • 12.20-12.40 - О правилах приема в университет (основные положения правил приема в университет в 2022 году, довузовская подготовка, советы абитуриентам).
  • 12.40-12.50 - Ответы на вопросы.
  • 13.00-13.30 - Презентации факультетов и образовательных программ (презентации факультетов в отдельных аудиториях и в зоне профориентации).
  • 13.30-15.30 - Активности и мероприятия для абитуриентов (мастер-классы, экскурсии по БГТУ).
свернуть

Профориентационная беседа для обучающихся подполковником милиции Тюльманковым С.В.

14.10.2021
развернуть

14.10.2021 Профориентационная беседа для обучающихся подполковником милиции Тюльманковым С.В.

свернуть

Профориентационная беседа сотрудником исправительного учреждения Тюрьма №8 г.Жодино Ивашкевич А.Э.

развернуть

Сегодня (07.10.21) в рамках информационного часа "СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны", а также профориентационной работы  для обучающихся 11-ых классов в нашу школу был приглашен сотрудник исправительного учреждения Тюрьма №8 г.Жодино Ивашкевич А.Э.

свернуть

Могилевский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж" осуществляет прием

развернуть

Инфофрмация для выпускников 2022 года

Могилевский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж" осуществляет прием 

свернуть

"Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

Информация о поступлении в Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
развернуть

Уважаемые выпускники !

Обучение в стенах нашей Академии позволит Вам: получить востребованную в нашей стране специальность и гарантированно трудоустроиться после окончания обучения; получать стипендию на 15 % выше, чем в других вузах республики; на протяжении всего периода учебы проживать в благоустроенном общежитии; получить параллельно второе высшее образование; пройти производственную практику за рубежом; по желанию продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре и стать сотрудником научно-исследовательского института, преподавателем среднего или высшего учебного заведения; получить водительское удостоверение; запомнить студенческие годы яркими и веселыми.

Главной целью Академии была и остаётся качественная подготовка квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, умеющих принимать компетентные решения в быстро меняющихся социально-экономических условиях. За свою многолетнюю историю здесь подготовлено свыше 90 тысяч высококвалифицированных специалистов для АПК и других отраслей. Сегодня наших выпускников можно встретить во всех уголках республики и далеко за ее пределами. Многие стали видными государственными деятелями, учеными, руководителями предприятий, внесли достойный вклад в развитие народного хозяйства страны.

Более подробная информация о поступлении в Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия можно узнать по ссылке указанной ниже:

https://baa.by/

свернуть

Формула выбора будущей профессии (рекомендации педагога-психолога)

развернуть

Формула выбора будущей профессии

 

Хочу, могу, надо — формула выбора будущей профессии.


Сфера «хочу» - интересы, стремления.

Сфера «могу» - способности, особенности характера.

Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.


Итак, при выборе профессии нужно:

  • знать как можно больше профессий;
  • определиться в своих интересах;
  • знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
  • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
  • знать региональную структуру потребности в кадрах.

ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ ТЕХ КТО ХОЧЕТ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ ПРАВИЛЬНО:

1.http://kudapostupat.by/tests — тест на профессию «Кем быть — куда пойти учиться» (on-line тест)
2.http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/test_na_pr..—тест на профориентацию «Кем работать?» (on-line тест)

3.http://smartia.me/tests/ - on-line тесты на профориентацию
4.http://www.proforientator.ru/tests - тест по профориентации

5.http://rcitt.by/for-students - сайт Учреждения образования "Республиканский центр инновационного и технического творчества". На сайте размещена информация об услугах, которые оказывает центр в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда.

6. http://ripo.unibel.by/pto/ - Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь.

7. http://ripo.unibel.by/umosso/ - Среднее специальное образование в Республике Беларусь.

8. http://kudapostupat.by/zavedeniya/suz — Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь.

9. http://kudapostupat.by/zavedeniya/vuz — Высшие учебные заведения Республики Беларусь.

 
свернуть

Профориентация обучающихся 11 класса сотрудниками Жодинского ГОЧС

развернуть

30.09.2021 Заместителем начальника Жодинского ГОЧС  А.Д. Саковец для обучающихся из 11-ых классов было проведена профориентационная беседа по поступлению в МЧС Республики Беларусь

 

свернуть

Рекомендации педагога-психолога для обучающихся по профориентации

развернуть

Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.

Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Если Вам нравится человек — представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.

Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. К тому же, за консультациями по профориентации Вы всегда можете обратиться к школьному психологу в службу СППС. Пусть Ваш выбор будет правильным!

Как выбрать профессию?

 

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, куда пойти учиться.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера, специалиста по информационным технологиям, строителя, физика…

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета.

Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности.

И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей и приносить пользу обществу.

 Рекомендации родителям по профориентации

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.

С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

6 шагов к решению

Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка — тоже опыт. Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

свернуть

Как помочь ребенку выбрать профессию (рекомендации педагога-психолога родителям)

развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

   Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

 Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

  • обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;
  • рассматривайте выбор будущей профессии не  только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
  • учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;
  • если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;
  • "не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;
  • поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;
  • если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;
  • если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

 Сделать правильный выбор - значит найти профессию, которая:

 -интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

-доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

-имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

 

Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;

родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;

родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;

родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

  Ошибки школьников при выборе профессии:

 Незнание мира профессий

       - слабая информированность о мире профессий;

       - устаревшие сведения о характере и условиях труда;

       - предубеждения в отношении престижности профессии.

     Незнание себя

       - необъективная оценка своих способностей;

       - незнание своего здоровья;

       - нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

 Незнание правил выбора профессии

       - отождествление учебного предмета с профессией;

       - перенос отношения к человеку на профессию;

       - выбор профессии «за компанию»;

       - выбор профессии  перекладывается на родителей.

 Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

 В первую очередь найдите "золотую середину" между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: "Пусть все решает сам!" и "Что он без меня решит!" - к конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. 

   Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями.

 

свернуть